Камиль Писсарро

Камиль-Жакоб Писсарро родился 10 июля 1830 года на острове Сен-Тома, входящим в группу Антильских островов. Его отец занимался торговлей скобяными товарами и предназначал своих детей также для коммерческой деятельности. Склонность к рисованию у мальчика, очевидно, появилась рано. Следуя своей французской ориентации, родители отправили его учиться во Францию: в коллеже в Пасси он провел шесть лет, с 1841 по 1847 год. Среди предметов, преподававшихся там, был и рисунок; директор коллежа Савари покровительствовал художественным интересам ученика. Быть может, эта благоприятная обстановка в респектабельном буржуазном коллеже способствовала развитию его таланта, и уж, во всяком случае, она никак не предвещала тех суровых испытаний, которые пришлось вынести Писсарро, когда он целиком отдался занятиям искусством. По
портрет камиля писсаро

возвращении на свой остров Камиль Писсарро пять лет добросовестно торговал в лавке скобяных товаров, не оставляя при этом и рисования. Однажды, когда по своему обыкновению он пытался совмещать и то и другое (по поручению отца вел учет погрузки товаров в порту и тут же делал зарисовки с матросов), на него обратил внимание проезжий художник. Это был молодой пейзажист, прибывший из метрополии с целью запечатлеть в картинах пейзажи и достопримечательности Южной Америки. Фриц Мельби (1826-1896) быстро подружился с Камилем Писсарро и убедил его в том, что он способен стать настоящим художником. Доселе медлительный и послушный, Камиль Писсарро внезапно решился покинуть отчий дом, простившись запиской с родителями, и сопровождать Мельби в его поездке. Так была порвана "связь с буржуазной жизнью". Известно, что в апреле 1852 года Мельби и Писсарро задумали ехать в Венесуэлу, и в декабре того же года они уже были в Каракасе. Из путешествия Писсарро возвратился на Сен-Тома только летом 1855 года, окончательно утвердившись в своем намерении стать художником. 1851-1855 годы - самый ранний период в творчестве Писсарро. Молодой художник изображал то. что видел, - пальмы, дома, горы, негров, матросов, женщин, несущих на голове свою кладь, погонщиков с их маленькими осликами. Его не привлекала экзотика окружавшей жизни, прежде всего он стремился к точному и реалистическому рисунку фигур, к продуманному композиционному построению. И в дальнейшем эти черты были главными для него в работе.
Отец художника более не принуждал его к занятиям коммерцией, а, напротив, отправил учиться в Париж, что значило тогда поступить в Школу изящных искусств в мастерскую признанного мэтра. Камиль Писсарро прибыл в столицу в 1855 году. Он проучился некоторое время в Школе изящных искусств, где посещал, очевидно, несколько мастерских, но разочаровался в академических методах преподавания. Считая, однако, необходимой постоянную работу с живой натуры, Писсарро в дальнейшем перенес свои занятия в Академию Сюиса - разбогатевшего натурщика, открывшего на набережной Орфевр свободные живописные мастерские, где каждый за плату мог писать модель, как ему вздумается. В Академию Сюиса Писсарро познакомился с Клодом Моне, Сезанном и другими художниками
В 1859 году родители Писсарро переехали с Сен-Тома в Париж. В их доме Камиль Писсарро встретил Жюли Веллей - горничную своей матери, которая вскоре стала его женой. Жюли была простой крестьянской девушкой родом из Бургундии, и отец молодого художника отказался признать их брак и лишил сына того ежемесячного пенсиона, который выдавал ему раньше. Молодая пара смогла обвенчаться лишь в 1870 году в Англии.
В 1859 году родители Писсарро переехали с Сен-Тома в Париж. В их доме Камиль Писсарро встретил Жюли Веллей - горничную своей матери, которая вскоре стала его женой. Жюли была простой крестьянской девушкой родом из Бургундии, и отец молодого художника отказался признать их брак и лишил сына того ежемесячного пенсиона, который выдавал ему раньше. Молодая пара смогла обвенчаться лишь в 1870 году в Англии. Писсарро продолжал бывать в Академии Сюнса, но ему приходилось постоянно думать о своем материальном положении. В 1863 году у Писсарро родился сын Люсьен, и семейство перебралось жить в Варенн-Сент-Илер, в окрестностях Парижа, а в 1865 они переселись в Понтуаз, на берегу Уазы. Писсарро подолгу жил в каждой местности, пейзажи которой он хотел написать, и потому ему удавалось сочетать зоркость наблюдателя с вдохновением поэта, когда он изображал луга и холмы, к которым все крепче и крепче привязывался всей душой. Несколько раз картины Писсарро были приняты в Салон, но чаще отвергались им. В своих ранних работах художник выступал как последователь Коро, и лишь с 1865 года, когда Писсарро начинает интересоваться творчеством Эдуарда Мане и внимательно изучает произведения Курбе, художник постепенно находит свой стиль.
В эти годы Писсарро часто бывал в Париже, посещал кафе Гербуа, служившее местом встреч молодых художников. Он познакомился с Ренуаром и Сислеем и, как и они, стал увлекаться пленэрной живописью. Писсарро был старше своих товарищей, он лучше и раньше сумел усвоить основные принципы французской пейзажной школы, ее дух пытливого реализма и демократическую тенденцию, которые он как эстафету принес в кружок своих друзей.
В это время эволюция художественного метода Писсарро протекает параллельно развитию Ренуара и Моне. Он часто писал маленькие пейзажи-этюды, имевшие значение законченных картин, они были свидетельством исканий нового живописного метода, в основе которого лежало непосредственное наблюдение натуры, изучение атмосферных явлений, эффектов освещения, цветовых рефлексов. Писсарро в конце 60-х годов написал много картин-этюдов в Лувесьенне, основной мотив которых - вид дороги, уходящей вдаль, - является традиционным для пейзажного жанр Писсарро интересовали изменчивые состояния природы, из времен года - весна и осень с их неустойчивой погодой; и здесь самый мотив дороги, проходившей мимо его дома, также должен был привлекать его своим непостоянством - дорога ведь не имеет одного облика: утром по ней гонят стадо, днем снуют повозки, развозит пассажиров дилижанс, вечером по ней устало бредут запоздалые путники.
Пейзажам Писсарро всегда был свойствен человеческий, будничный характер, что столь отличал их от картин Клода Моне, в которых царил вечный праздник природы, и искренняя и неподдельная достоверность.
В отличие от многих своих друзей Камиль Писсарро интересовался социальными и политическими проблемами, и события развивались так, что укрепили его в оппозиционном отношении к правительству и правящим классам. Когда была объявлена война с Пруссией, прусская армия стала стремительно приближаться к дому Писсарро в Лувесьенне, который он снимал начиная с 1868-1869 года. Будучи датским подданным (как уроженец колонии), Писсарро не подлежал мобилизации и поспешил укрыться со своей семьей в Бретани. Оттуда он вскоре переехал в Лондон, где оказался также и Клод Моне.
Короткий период пребывания в Лондоне в 1870-1871 годах был значительным рубежом не только в творческом развитии художника, но и в его мировоззрении. Писсарро оказался вдалеке от важнейшего события французской истории - Парижской коммуны, но он с пристальным вниманием он следил за ходом дел, стремился вернуться во Францию, и он был там уже в июне 1871 года - как только позволило политическое положение. Именно эмиграция заставила Писсарро по-настоящему ощутить, что Франция, где он прожил уже 15 лет, стала его родиной. Его общественная позиция в позднейшие годы показывает те два вывода, какие сделал для себя художник из этих событий. Это, во-первых, желание своим творчеством и трудом участвовать в пропаганде демократических идей, дружба с участниками Коммуны и, во-вторых, ужас перед всяким насилием, террором, которые в нем вызвали сообщения о зверствах оккупантов и о трагедии коммунаров. Вернувшись из английской эмиграции он нашел разоренным свой дом, погибли десятки его произведений; солдаты, стоявшие в доме, использовали их в качестве настила в саду, чтобы не ходить по грязи...
Знакомство с Англией и ее пейзажистами для Писсарро как и Моне было важнейшим звеном в формировании импрессионистического метода в живописи. Здесь повлияло и изучение английской пейзажной живописи и сама природа туманной Англия с богатыми световоздушными эффектами. В Лондоне состоялось знакомство художника с молодым торговцем картинами Полем Дюран-Рюэлем, оказавшим впоследствии огромную поддержку всем импрессионистам.
На первую выставку импрессионистов, состоявшуюся в 1874году Писсарро дал на пять своих пейзажей: "Фруктовый сад", "Каштаны в Они", "Сад в Понтуазе", "Июньское утро". Как известно, выставка вызвала скандал. Последняя картина, изображающая иней на вспаханных бороздах, заслужила несколько строчек в статье критика Луи Леруа, придумавшего термин "импрессионизм" как издевательство над художниками-бунтарями. "Это вы называете бороздами? Это вы называете инеем? Да ведь это поскребки с палитры, брошенные на грязный "холст...", - негодовал он.
Выставки не приносили художнику никакого дохода. Иметь постоянную квартиру в столице было не по карману, своим отказом от официального признания (с 1870 года он ни разу не посылал картины в Салон) Писсарро обрекал себя и своих близких на нищету. Жизнь его семьи, особенно в тяжелые годы, была близка крестьянскому быту. Бывало, семья питалась лишь овощами, выращенными женой Писсарро в своем огороде, а у самого художника не доставало денег на билет до Парижа.
Для Камиля Писсарро вплоть до 1885 года было типично плавное и неторопливое движение вперед, в котором постепенно сплавлялись воедино и его опыт, унаследованный от Коро, и результаты работы на пленэре, и пример более решительного в живописи Клода Моне. Исключительное значение творчества Писсарро для импрессионизма эпохи 70-х годов заключалось в том, что благодаря мастерскому использованию новых открытий в области живописи Писсарро придал и новое содержание пейзажу крестьянских дорог и полей. Изображая лишь природу, увиденную в действительности, сделал пейзаж по силе художественного обобщения равным другим, "сюжетным" жанрам живописи. В пейзаже 1874 года "Пашня" (Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина, V. 825) все напоминает о полевых работах. Вспаханная земля, плуг, оставленный пахарем, затем дорога с повозкой, едва намеченной кистью художника. И, наконец, горизонт заслоняет косогор, поросший деревьями, - прием, часто встречающийся в подобных пейзажах Писсарро. Холм, возвышенность на дальнем плане ограничивают пространство, доступное глазу; композиция, едва начав развиваться вглубь, застывает и поднимается к верхнему краю картины. Картина написана мелким мазком, наиболее характерным для Писсарро; это создает ощущение трепещущих легких живописных планов. В сдержанном колорите доминирует общая мягкая розовая тональность, все горизонтальные линии чуть-чуть изгибаются кверху, теплая, дышащая земля готова принять в свое лоно крестьянские посевы - так раскрывается поэтический образ в маленьком пейзаже.
К 1873 году относится автопортрет Писсарро (Париж, Лувр, V. 200). Художник изобразил себя в рабочей блузе, на фоне стены с приколотыми на ней двумя этюдами. Рассеянный солнечный свет, как бы падающий из окна, освещает фигуру. Нестарый еще, сорокатрехлетний мужчина, Писсарро выглядит здесь почти стариком-лысеющий череп, окладистая борода с проседью... Писсарро чувствует себя зрелым мастером. И в дальнейшем художник уверенно шел своим путем, но не замыкался в себе, не переставал учиться, глядя на то, что делают другие рядом с ним. Вероятно, уже тогда и родилось прозвище "папаша Писсарро", которое любовно дали художнику его более молодые товарищи.
В 1876 и 1877 годах устраиваются вторая и третья выставки импрессионистов. На вторую Писсарро посылает двенадцать картин. Он, как и его товарищи, становится мишенью ядовитой критики Альбера Вольфа, который писал: "Заставьте понять мсье Писсарро, что деревья не фиолетовые, что небо не цвета свежего масла, что ни в одной стране мы не найдем того, что он пишет, и что не существует разума, способного воспринять подобные заблуждения"... На третьей выставке появляются двадцать две картины Писсарро, которые, говорят о том, что природа в его искусстве приобретает новые черты. "Жатва" (1876, Париж, Лувр) - пейзаж, написанный в Бретани, где, по словам художника, он нашел "настоящую деревню". Исполненная широким мазком, в насыщенных тонах - среди них преобладают желтый и зеленый, - картина передает жар полуденного солнца и ширь полей, на которых крестьяне собирают урожай. Фигура женщины в голубой юбке со снопом в руках, зеленое дерево объемные скирды желто-золотой пшеницы - все это призвано передать величие плодоносящей земли. Довольно вытянутый по горизонтали формат картины, линия горизонта, делящая пейзаж почти на две равные части, усиливают ощущение покоя и даже некоторой торжественности происходящего. В 1877 году Писсарро пишет "Красные крыши" (Париж, Лувр) и "Холм де Бёф, Понтуаз" (Лондон, Национальная галерея) - пейзажи, ныне признанные лучшими из всего этого периода. В обеих картинах все пространство занимают заросли кустов и деревья, сквозь которые проглядывают дома и склон холма позади них. Тема раскрывается в пестрой игре пятен чистого цвета, в движении бликов солнца, пробивающегося сквозь густые ветви деревьев. Быстрый скользящий мазок придает динамическое напряжение красочной поверхности картины. Радостный дух этих пейзажей в ярком сочетании красных крыш и желто-зеленой листвы с изумрудной травой.
В 1879 году импрессионисты объединяются на четвертой выставке, где Писсарро помимо картин выставил еще веера и пастели. Однако, несмотря на то, что дружеские отношения соединяли художников по-прежнему, дороги их начали расходиться.
Писсарро, обладавший, подлинным педагогическим даром, в 80-е годы для молодого поколения художников играет роль учителя. Не одни его рассуждения, но и сама его живопись - аккумулировавшая в себе и традицию реализма середины века, и светлый колорит, введенный Клодом Моне, и, наконец, тенденцию к обобщению живописных масс и композиционных форм, - была наиболее объективным выражением опыта пейзажной живописи тех лет. Поэтому художественные достижения Писсарро в глазах молодых казались толчком для дальнейших исканий. В 1885 году Писсарро знакомится с Синьяком и Сера и примыкает к возглавленному Сера течению неоимпрессионизма. Синьяк утверждал позднее, что Писсарро мог бы прийти к неоимпрессионизму путем собственной эволюции. Вероятно, в этом есть доля истины, так как попытки Писсарро упорядочить свою живописную систему подготовили его к восприятию принципов, выдвинутых Сера. Неоимпрессионистический период Писсарро, который охватывает 1885- 1890 годы, был отступлением от импрессионизма, но неполным. Произведения этого времени свидетельствуют о том, что художник продолжал сохранять все черты своей творческой индивидуальности.
Последнее двадцатилетие жизни Камиля Писсарро это период плодотворного и разнообразного творчества. К облику Писсарро, живописца сельских пейзажей, добавляется еще одна грань - он становится художником города. Он подолгу работает в Руане, Гавре над видами улиц, площадей, набережных. Камиль Писсарро концентрирует свое внимание не на достопримечательностях города, не на особенностях архитектуры того или иного памятника старины, а на создании целого образа-впечатления, ценного своим неповторимым очарованием. Художник обращает в живописные массы группы теснящихся старых домов, любуется контрастами теней, обволакивающих нижние этажи, и ярких солнечных лучей, с трудом попадающих в узкие улочки.
Большую часть года Писсарро проводил вдалеке от Парижа Но в 90-е годы его начинает тяготить провинция, он стремился быть ближе к бурлящей художественной жизни. В последние годы жизни он стал проводить в Париже каждую зиму. Поздние пейзажи Парижа относятся к числу самых известных произведений Писсаро. Особенно известны серии картин, изображающие Оперный проезд и бульвар Монмартр.
В пейзажах преобладает светлый тон - в картине "Оперный проезд, эффект снега" (Москва, ГМИИ, им. А. С. Пушкина, V. 1029) здания тонут в пелене снега, смешанного с дождем, прохожие с зонтиками превращаются в легкие неуловимые тени. Продолговатые, положенные горизонтально мазки заставляют все формы как бы под властью влажной атмосферы вибрировать и расплываться вширь; голубоватые, желтые, розовые оттенки кажутся результатом преломляющегося белого дневного света; массы сырого воздуха, затопившие площадь, будто сгущаются и превращаются в плотный туман в конце Оперного проезда. Французские города в пейзажах Писсарро живут мирным ритмом обыденной жизнью рубежа XIX и XX веков. Эти картины настолько глубоко вошли в историю искусства, что ныне невозможно представить себе традиционный образ Парижа иначе, чем глазами Писсарро. Благодаря частным коллекционерам и маршанам Камиль Писсарро в 90-е годы получил известность в своей стране и за границей; его картины, нашедшие широкий круг любителей, регулярно выставлялись в галереях Дюран-Рюэля. В Эраньи он построил себе большую удобную для работы мастерскую. К нему часто приезжали гостить друзья-художники, а зимой в Париже Камиль Писсарро был в центре целого кружка молодежи - живописцев, литераторов и критиков. Он излагал молодым свое понимание задач живописи, стремился подвести итог импрессионизма и сформулировать принципы этого направления в живописи.
Он умер 13 ноября 1903 года и был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

назад
Hosted by uCoz