видел в будущем своего сына юристом и отказался,
тогда дядя стал оплачивать эти уроки сам. В этом рисовальном классе, который
был расположен по соседству с гимнастическим залом, учитель заставлял
Эдуарда рисовать с гравюр и изредка - с орнаментальных рельефов. Эдуарду
это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический
зал. Быть может, занятия гимнастикой, к которой он проявлял исключительные
способности, навели его на мысль поступить в морскую школу. Возможно,
здесь сказалось желание как можно скорее расстаться коллежем. Как бы там
ни было, он решительно заявил отцу, что не чувствует ни малейшей склонности
к юридической карьере и будет готовиться к экзаменам в морское училище.
Весной 1848 года Эдуард Мане покинул коллеж. А осенью он держал экзамены
в мореходную школу, но, видимо, не очень усердствовал: экзамен закончился
полным провалом. Все же ему было разрешено отправиться в учебно-подготовительное
плавание на паруснике "Гавр и Гваделупа" юнгой. 9 декабря 1848 года парусник
покинул Гаврский порт, чтобы пересечь Атлантический океан и 4 февраля
бросить якорь на рейде Рио-де-Жанейро. На судне Мане рисует, фиксирует
свои впечатления, передает движения, изображает силуэты, лица матросов
и товарищей. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий
след в сознании Мане. Он, родившийся под дымчатым небом Парижа и воспитывавшийся
в чинной и скучноватой среде, впервые открыл для себя красоту солнечных
просторов, сияние красок. Конечно, и то удивительное личное ощущение моря,
которое впоследствии отличало Мане-мариниста, родилось в его душе именно
во время этого плавания в экваториальные страны. Путешествие побудило
в Мане жажду творчества и, когда 13 июня 1849 года, он сходил по трапу
на французский берег, его дорожный чемодан был набит рисунками. Через
месяц он вновь проваливается на экзаменах, и тогда отцу ничего другого
не остается, как предоставить Эдуарда самому себе.
В сентябре 1850 года Мане вместе с Прустом поступили в мастерскую модного
парижского живописца, ученика Гро и Делароша, автора нашумевшей в Салоне
1847 года картины "Римляне эпохи упадка" Тома Кутюра. Он ждал от Кутюра
приобщения ко всем радостям и тайнам творчества. Однако вскоре многие
из его иллюзий рассеялись.
Кутюр не оправдал надежд Мане, ибо в его мастерской царил дух рутины.
По традиции Кутюр продолжал писать картины на тему античности и средневековья.
Все это представлялось Мане занятием праздным и совершенно бесполезным.
Он не желал делать то, что делал Кутюр и близкие ему представители коммерческого,
салонного искусства Франции середины 19 века.
Кутюр не оправдал надежд Мане, ибо в его мастерской царил дух рутины.
По традиции Кутюр продолжал писать картины на тему античности и средневековья.
Все это представлялось Мане занятием праздным и совершенно бесполезным.
Он не желал делать то, что делал Кутюр и близкие ему представители коммерческого,
салонного искусства Франции середины 19 века.
Весной и летом 1856 года Мане путешествует: он едет в Голландию, потом
в Мюнхен и Дрезден, далее наступает очередь Австрийской империи, где Мане
осматривает Прагу и Вену, и, наконец, дольше всего он задерживается в
Италии - Риме, Флоренции и Венеции. Мане тщательно изучает живопись итальянского
Возрождения, копирует картины Тициана, Рафаэля, Джорджоне. Наряду с мастерами
раннего и высокого Возрождения он начал все более увлекаться творчеством
Веласкеса. Именно творчество старых мастеров стало для него художественной
настоящей школой.
Первым этапом развития его живописного таланта была картина "Любитель
абсента". В этой картине, где "любитель абсента" написан во весь рост
и в натуральную величину, уже проявляются многие характерные свойства
живописи Мане. Он суживает пространство; пренебрегая линейной перспективой,
как бы изменяет приемы пространственного изображения; сливает тень, отбрасываемую
фигурой, с темным цветом пальто. Эту картину он впервые попытался выставиться
в Салоне. Но жюри ее отвергло. Более благоприятно была встречена написанная
в 1860 году "Гитареро". Успешно для Эдуарда прошла и небольшая персональная
выставка в частной галерее Мартине.
Однако уже в 1863 году положение резко изменилось. В феврале Мане устроил
вторую персональную выставку в галерее Мартине, где показал серию картин,
написанных под впечатлением гастролей в Париже в 1862 году труппы испанского
народного балета: "Лолу из Валенсии", "Испанский балет", и написанную
ранее "Музыку в Тюильри". Во всех этих работах есть оттенок театральности,
игры. - В картине "Лола из Валенсии" прима-балерина испанской группы изображена
за кулисами перед выходом на сцену.
Вся картина написана в розовом и черном; художник работает здесь только
пятнами, Знаменитая Лола, вызвавшая столько нападок и возмущения только
потому, что она является правдивым изображением, по существу портретом
очень реалистичным прекрасно сложенной красивой женщины.
Еще в 1861 году он написал "Музыку в Тюильри" - свою первую сцену парижской
жизни. Это многофигурная композиция, имевшая решающее значение для Мане
с точки зрения формирования стиля. В картине сконцентрирована целая эпоха
с ее костюмами, модой, вкусом, где встречаешь знакомые лица: Ш. Бодлера,
Т. Готье, самого автора среди этой толпы, теснящейся под тощими деревьями
парка. Оркестр мыслится на месте зрителя, рассматривающего картину; благодаря
этому значительная часть персонажей смотрит на нас, как бы ища с нами
контакта. Все пространство равномерно залито ярким светом, придающим краскам
насыщенность и дающим возможность раствориться насыщенному коричневому
основному тону, характерному для старых картин. Здесь преобладают белые,
желтые, синие и красные пятна; как организующие мотивы между ними повторяются
черные цилиндры и сюртуки мужчин. Живописное решение картины, в которой
ощущение взаимосвязи фигур и воздушной среды достигнуто тонкими грациями
света и обобщением формы, было столь непривычным, что на выставке она
вызвала скандал. Публика угрожала ей зонтиками и чуть не уничтожила "Музыку
в Тюильри". Критик Манц писал, что это пестрая мешанина из красных, синих,
желтых и черных красок - не колорит, а карикатура на колорит". С легкой
руки Манца обыватели начали распространять слухи о том, что Мане - всего
лишь недоучка и бездельник, который ради смеха пишет карикатурные картины
и дурачит публику. Не удивительно, что, когда в апреле 1863 года Мане
послал в очередной Салон "Завтрак на траве", жюри тут же отвергло его.
В этом году жюри Салона было как никогда беспощадно, среди отвергнутых
художников росло возмущение. Скандал дошел до императора Наполеона III,
и он принял решение устроить выставку не принятых картин. Она получила
название "Салон отвергнутых".
"Завтрак на траве" - самое большое полотно Мане. Замысел картины был навеян
луврским "Концертом" Джорджоне, но, как и во многих других ранних работах
Мане, следование традиции сочетается и даже борется здесь с остросовременным
миропониманием и видением. В картине немного листвы, несколько стволов
деревьев, и в глубине - река, в которой плещется женщина в рубашке, на
переднем плане - двое молодых людей сидят перед женщиной, которая только
что вышла из воды и обсыхает на воздухе. Эта обнаженная женщина привела
в негодование публику, ничего кроме нее, не увидевшую в картине.
В 1863 г. Мане женился. Его женой стала Сюзанна Ленхоф, бывшая уже много
лет его подругой, мать его сына. Высшего напряжения скандал вокруг Мане
достиг в Салоне 1865 года. Он выставляет "Поругание Христа стражей" и
свой шедевр - "Олимпию". Он задумал и выполнил "Олимпию" в год своей женитьбы,
но картина была настолько смела, что он долго не решался показать "Олимпию".
В "Олимпии", художественная стилистика Мане достигает совершенства. Светлые
массы на темном фоне парадоксальным образом воспринимаются как созвучие
и диссонанс одновременно. Эта работа Мане связана с классической традицией
- с Венерами Джорджоне, Тициана, Веласкеса. Мане изобразил натурщицу Викторину
Меран полулежащую на постели чуть свысока, пристально и в то же время
задумчиво смотрящую на зрителя. Негритянка, подносящая ей букет, и черная
кошка в ногах кровати вносят в поэтический мир картины оттенок необычности
и в то же время становятся ее необходимыми композиционными и цветовыми
элементами, В четком резком контуре фигуры есть особая женская угловатость,
великолепно передающая характер модели: остросовременный, отвергающий
всякие представления о традиционным идеале женской красоты. Художник решительно
ломает привычные жанровые и стилистические представления. Он пишет не
богиню или нимфу, а реальную женщину, с неповторимым, чуть терпким очарованием,
но всем композиционным и живописным строением холста и даже его размером
утверждает поэтическую значимость образа безвестной парижанки. Мане впервые
в истории живописи создал произведение, посвященное профессиональной натурщице,
ее облику, манерам, внутреннему миру. В этой картине поражает и игра красок.
Обнаженное тело, легко моделированное тончайшими градациями желтоватых
оттенков, включено в гармонию изысканных тонов - серебристых простыней,
золотистой шали, розового платья негритянки. Сияние светлых тонов подчеркнуто
ударами звучного цвета в букете и узоре шали, усиленно смелым введением
черного и контрастом с глубоким темным фоном. Сверкающую наготу Олимпии
художник оттеняет розоватым бантом в волосах, черной бархоткой на шее,
золотистым браслетом и туфелькой.
Результаты выставки были невообразимыми, "просвещенная" публика пыталась
"линчевать" маленькую и трогательную "Олимпию" - тут же, на выставке;
к ней пришлось приставить специальную охрану, а затем перевесить под самый
потолок, куда уже не могли дотянуться зонтики и трости потерявших человеческий
облик "дам и господ". Мане травила пресса: "Во дворце промышленности посетители
толпятся, словно в море, перед смердящей, словно труп, "Олимпией". Просто
чудо, что полотна еще не сорвали. Служителей раз 20 едва не сбивали с
ног".
Стоит Мане где-нибудь появиться, как его тут же начинают в упор разглядывать.
Куда бы он ни пришел, люди мгновенно начинают подталкивать друг друга
локтями. На улице ему смотрят вслед. Порой слышатся насмешки. Спасаясь
от преследований, Мане в августе 1865 года почти бежал в Испанию, где
во всем блеске открывшееся ему искусство Эль Греко, Веласкеса и Гойи успокоило
художника и дало ему новые творческие импульсы. В 1866 году Салон, памятуя
о невиданном скандале с "Олимпией", без рассуждений отвергает "Флейтиста"
и "Портрет актера Рувьера в роли Гамлета". Не принесли Мане успеха и последние
Салоны периода Империи. В 1868 году публика и критика холодно отнеслась
к "Портрету Золя", в 1869 году сочла за "дешевые безделушки" "Балкон"
и "Завтрак в мастерской", а в 1870 году освистали "Портрет Евы Гонзалес".
Мане нашел себе друзей в лице многих художников старшего и молодого поколения.
Первые его работы одобрил Делакруа. В 1861 году Мане познакомился с Эдгаром
Дега, в конце 1865 - с Клодом Моне, в 1866 - 1868 годах с Ренуаром, Сислеем,
Сезанном, Базилем. Их встречи происходили более или менее регулярно с
1866 в кафе Гербуа. Предсказание Кутюра сбывалось: Мане становится главой
нового художественного направления, получившего название "Батиньольская
группа" и активно противопоставлявшего себя салонному искусству. Мане
воздействовал своим авторитетом на многих молодых художников, его имя
объединяет вокруг себя недовольных: стремясь освободиться от академической
рутины, они стали поговаривать о Мане как о мэтре, как об освободителе
искусства. Мане, помыслы которого заняты только официальным триумфом,
воплощает для этой молодежи бунтарский дух. У Мане не было школы в настоящем
смысле этого слова, но многие художники, увлеченные его правдивой и смелой
передачей действительности, последовали за ним, не впадая в явное подражание,
но вдохновляясь новизной и свежестью приемов, внесенных им в живопись.
Но самого активного защитника своей живописи Мане нашел в лице молодого
Эмиля Золя. Золя, несомненно, сделал для Мане больше, чем кто-либо из
его современников. Золя первый объявил, что Мане является классиком современного
искусства, и что место ему уготовано в Лувре.
Тенденция к слиянию жанров живописи, к объединению быта, портрета, натюрморта,
а в 1870 году и пейзажа в одно универсальное целое отчетливо прослеживается
на протяжении всего первого этапа творчества Мане. В какой-то мере эти
тенденции были в конце 60-х годов связаны с влиянием молодых друзей Мане:
Дега, Ренуара и Клода Моне. Летом 1870 года Мане впервые пишет одну из
своих картин на открытом воздухе ("Сад") и в дальнейшем нередко работает
на пленэре. Выезды на натуру в парижские окрестности вместе с К. Моне
дали ему новые мотивы, еще решительнее очистили палитру, научили кисть
большей текучести и легкости.
1873 год принес Мане впервые за последние 12 лет шумный успех: публика
и критика единодушно одобрили картину "За кружкой пива" Однако успех был
мимолетным. И уже жюри Салона 1874 года отвергает его картину "Бал-маскарад
в Опере", написанную вскоре после разгрома Коммуны, глубоко потрясшего
Мане. Зловещая сцена развлекающихся хлыщей в цилиндрах и переряженных
кокоток возникает из резких срезов композиции, жестко рассекающей фигуры
слева и сверху, из заостренных ритмов и силуэтов, из столкновения темных
и светлых, ярко окрашенных и совершенно черных пятен. Кроваво-красный
ковер под ногами этой толпы воспринимается многозначительным намеком.
Первая половина 70-х годов в творчестве Мане образует вполне своеобразный
период, во многом подготовивший в то же время эпоху высшего расцвета его
дарования в 1877 - 1882 годах. Этот период условно можно было бы назвать
"импрессионистическим", но именно условно, поскольку смысл его в такой
же мере состоял в претворении воздействия импрессионизма, как и в полемике
с ним.
Летом 1874 года Мане работает вместе с К. Моне в Жанвилье и в Аржантейле
на Сене. В результате появились такие прекрасные, омытые солнечным сиянием
картины, как выставленные в Салоне 1875 года "Аржантейль" или "Женщина
на берегу Сены", почти точно следовавшие принципам импрессионистического
слияния предметов со световоздушной средой, раздельного наложения чистых
красок на холст. К этим почти классическим "импрессионистическим" работам
можно прибавить еще пейзаж "Большой канал" и несколько других картин.
Однако, не случайно Мане не участвовал ни в одной выставке импрессионистов.
Возможно, что Мане чувствовал, что он теряет, разделив полностью художественные
принципы и методы Моне и Писсаро. Мане, со своим удивительным даром обобщения,
с лаконизмом, чувством монументального масштаба, намечал более широкий
путь, чем тот, по которому пошли импрессионисты.
Лучшее и уже, по существу далеко выходящее за рамки импрессионизма произведение
Мане этого периода - картина "В Лодке" (1874). Она излучает не только
душевный покой, но и пронзительное чувство красоты жизни, обжигающее сияние
голубизны и света. Композиция строится свободно, художник фиксирует всего
лишь "кусок" речной глади и по диагонали - вплывающую в нее часть ялика
с сидящими на корме мужчиной и женщиной. Свет, отраженный от поверхности
воды, озаряет фигуры, так, что голубое платье молодой женщины переливается
белыми отсветами, а прозрачные тени на белой одежде мужчины словно вбирают
в себя голубизну воды и неба.
В последующие годы жанровые полотна Мане посвящены главным образом сценам
городской, вернее парижской жизни, т.к. он всегда оставался, прежде всего,
парижанином и писал именно жизнь французской столицы, ее улиц и бульваров,
кафе и маленьких ресторанчиков, театров и баров.
Трудно определить однозначно жанр последней большой картины Мане - "Бар
в Фоли-Бержер", выставленной в Салоне 1882 года. В картине "Бар в Фоли-Бержер"
своеобразно совмещаются и изображение быта, и портрет, и натюрморт, приобретающий
здесь совершенно исключительное, хотя и не первостепенное значение. Все
это объединяется в сцену современной жизни, с предельно прозаической сюжетной
мотивировкой претворенную художником образ высокого художественного совершенства.
"Бар в Фоли-Бержер" как будто подводит итог творческим исканиям Мане.
И в сравнении с ранними его шедеврами, прежде всего с "Олимпией", дает
представление о том пути, который художник прошел за 18 лет, разделяющих
эти произведения. "Бар в Фоли-Бержер" воплощает гораздо более непосредственное
ощущение жизни. Зеркало позади стойки бара, за которой стоит безымянная
героиня полотна, отражает многолюдный зал, светящуюся люстру, ноги повисшей
под потолком акробатки, мраморную доску с бутылками и саму девушку, к
которой подходит господин в цилиндре. Впервые зеркало образует фон всей
картины. Пространство бара, отраженное в зеркале за спиной продавщицы,
расширяется до бесконечности, превращается в искрящуюся гирлянду огней
и цветовых бликов. И зритель, стоящий перед картиной, вовлекается в эту
вторую среду, постепенно теряя ощущение грани между реальным и отраженным
миром. Совершенство "Бара в Фоли-Бержер", показанного в Салоне 1882 года,
было настолько очевидно, что его уже, наконец, никто не пытался оспаривать.
После закрытия Салона Мане, наконец, был официально объявлен кавалером
ордена Почетного легиона.
В начале 1883 года силы начали оставлять художника и он вынужден был слечь
в постель. В результате паралича левой ноге его угрожала гангрена, и,
чтобы предотвратить ее, два хирурга предлагали ампутацию. Мане согласился,
и 19 апреля 1883 года в 10 часов операция была произведена, но она не
спасла художника: через несколько дней больного охватила страшная лихорадка,
30 апреля 1883 года Мане скончался.
Мане не был революционером. Он был гениальным творцом, сумевшим в удивительном
синтезе объединить самые высокие стремления живописцев предшествующих
веков. В живописном отношении этот синтез подготовил почву для импрессионизма,
Его именем заканчивается один период в истории французского искусства
и начинается другой.
Мане был действительно "отцом импрессионизма", тем, от кого исходил импульс,
повлекший за собой все остальное.
|