Эдуард Мане

Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже. Его отец, Огюст Мане, был шефом отделения в Министерстве юстиции. Позднее ему предстояло перейти в качестве судьи в Парижский апелляционный суд. Семья Мане была достаточно богата для того, чтобы впоследствии, сделавшись живописцем, Эдуард Мане мог ни в чем не нуждаться и жить, почти не продавая своих картин.
В 1839 году Эдуард Мане был отдан в пансион аббата Пуалу в Вожираре, а в 1844 - 1848 годах учился в коллеже Роллэн. Там он подружился с Антоненом Прустом. Дядя Мане полковник Фурнье был человеком образованным, испытывавшим живое пристрастие ко всему, связанному с искусством. Для него не было большего удовольствия, чем сводить А. Пруста и своего племянника по воскресеньям в Лувр. Он радостно наблюдал, как во время этих экскурсий Эдуард с карандашом и альбомом в руках пытался передать свои впечатления то от картин старых мастеров, то от природы. Однажды он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. Он посоветовал своему шурину позволить сыну посещать факульта-тивный курс рисунка в коллеже Роллэн. Отец Мане
портрет эдуарда мане

видел в будущем своего сына юристом и отказался, тогда дядя стал оплачивать эти уроки сам. В этом рисовальном классе, который был расположен по соседству с гимнастическим залом, учитель заставлял Эдуарда рисовать с гравюр и изредка - с орнаментальных рельефов. Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал. Быть может, занятия гимнастикой, к которой он проявлял исключительные способности, навели его на мысль поступить в морскую школу. Возможно, здесь сказалось желание как можно скорее расстаться коллежем. Как бы там ни было, он решительно заявил отцу, что не чувствует ни малейшей склонности к юридической карьере и будет готовиться к экзаменам в морское училище. Весной 1848 года Эдуард Мане покинул коллеж. А осенью он держал экзамены в мореходную школу, но, видимо, не очень усердствовал: экзамен закончился полным провалом. Все же ему было разрешено отправиться в учебно-подготовительное плавание на паруснике "Гавр и Гваделупа" юнгой. 9 декабря 1848 года парусник покинул Гаврский порт, чтобы пересечь Атлантический океан и 4 февраля бросить якорь на рейде Рио-де-Жанейро. На судне Мане рисует, фиксирует свои впечатления, передает движения, изображает силуэты, лица матросов и товарищей. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. Он, родившийся под дымчатым небом Парижа и воспитывавшийся в чинной и скучноватой среде, впервые открыл для себя красоту солнечных просторов, сияние красок. Конечно, и то удивительное личное ощущение моря, которое впоследствии отличало Мане-мариниста, родилось в его душе именно во время этого плавания в экваториальные страны. Путешествие побудило в Мане жажду творчества и, когда 13 июня 1849 года, он сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит рисунками. Через месяц он вновь проваливается на экзаменах, и тогда отцу ничего другого не остается, как предоставить Эдуарда самому себе.
В сентябре 1850 года Мане вместе с Прустом поступили в мастерскую модного парижского живописца, ученика Гро и Делароша, автора нашумевшей в Салоне 1847 года картины "Римляне эпохи упадка" Тома Кутюра. Он ждал от Кутюра приобщения ко всем радостям и тайнам творчества. Однако вскоре многие из его иллюзий рассеялись.
Кутюр не оправдал надежд Мане, ибо в его мастерской царил дух рутины. По традиции Кутюр продолжал писать картины на тему античности и средневековья. Все это представлялось Мане занятием праздным и совершенно бесполезным. Он не желал делать то, что делал Кутюр и близкие ему представители коммерческого, салонного искусства Франции середины 19 века.
Кутюр не оправдал надежд Мане, ибо в его мастерской царил дух рутины. По традиции Кутюр продолжал писать картины на тему античности и средневековья. Все это представлялось Мане занятием праздным и совершенно бесполезным. Он не желал делать то, что делал Кутюр и близкие ему представители коммерческого, салонного искусства Франции середины 19 века.
Весной и летом 1856 года Мане путешествует: он едет в Голландию, потом в Мюнхен и Дрезден, далее наступает очередь Австрийской империи, где Мане осматривает Прагу и Вену, и, наконец, дольше всего он задерживается в Италии - Риме, Флоренции и Венеции. Мане тщательно изучает живопись итальянского Возрождения, копирует картины Тициана, Рафаэля, Джорджоне. Наряду с мастерами раннего и высокого Возрождения он начал все более увлекаться творчеством Веласкеса. Именно творчество старых мастеров стало для него художественной настоящей школой.
Первым этапом развития его живописного таланта была картина "Любитель абсента". В этой картине, где "любитель абсента" написан во весь рост и в натуральную величину, уже проявляются многие характерные свойства живописи Мане. Он суживает пространство; пренебрегая линейной перспективой, как бы изменяет приемы пространственного изображения; сливает тень, отбрасываемую фигурой, с темным цветом пальто. Эту картину он впервые попытался выставиться в Салоне. Но жюри ее отвергло. Более благоприятно была встречена написанная в 1860 году "Гитареро". Успешно для Эдуарда прошла и небольшая персональная выставка в частной галерее Мартине.
Однако уже в 1863 году положение резко изменилось. В феврале Мане устроил вторую персональную выставку в галерее Мартине, где показал серию картин, написанных под впечатлением гастролей в Париже в 1862 году труппы испанского народного балета: "Лолу из Валенсии", "Испанский балет", и написанную ранее "Музыку в Тюильри". Во всех этих работах есть оттенок театральности, игры. - В картине "Лола из Валенсии" прима-балерина испанской группы изображена за кулисами перед выходом на сцену.
Вся картина написана в розовом и черном; художник работает здесь только пятнами, Знаменитая Лола, вызвавшая столько нападок и возмущения только потому, что она является правдивым изображением, по существу портретом очень реалистичным прекрасно сложенной красивой женщины.
Еще в 1861 году он написал "Музыку в Тюильри" - свою первую сцену парижской жизни. Это многофигурная композиция, имевшая решающее значение для Мане с точки зрения формирования стиля. В картине сконцентрирована целая эпоха с ее костюмами, модой, вкусом, где встречаешь знакомые лица: Ш. Бодлера, Т. Готье, самого автора среди этой толпы, теснящейся под тощими деревьями парка. Оркестр мыслится на месте зрителя, рассматривающего картину; благодаря этому значительная часть персонажей смотрит на нас, как бы ища с нами контакта. Все пространство равномерно залито ярким светом, придающим краскам насыщенность и дающим возможность раствориться насыщенному коричневому основному тону, характерному для старых картин. Здесь преобладают белые, желтые, синие и красные пятна; как организующие мотивы между ними повторяются черные цилиндры и сюртуки мужчин. Живописное решение картины, в которой ощущение взаимосвязи фигур и воздушной среды достигнуто тонкими грациями света и обобщением формы, было столь непривычным, что на выставке она вызвала скандал. Публика угрожала ей зонтиками и чуть не уничтожила "Музыку в Тюильри". Критик Манц писал, что это пестрая мешанина из красных, синих, желтых и черных красок - не колорит, а карикатура на колорит". С легкой руки Манца обыватели начали распространять слухи о том, что Мане - всего лишь недоучка и бездельник, который ради смеха пишет карикатурные картины и дурачит публику. Не удивительно, что, когда в апреле 1863 года Мане послал в очередной Салон "Завтрак на траве", жюри тут же отвергло его. В этом году жюри Салона было как никогда беспощадно, среди отвергнутых художников росло возмущение. Скандал дошел до императора Наполеона III, и он принял решение устроить выставку не принятых картин. Она получила название "Салон отвергнутых".
"Завтрак на траве" - самое большое полотно Мане. Замысел картины был навеян луврским "Концертом" Джорджоне, но, как и во многих других ранних работах Мане, следование традиции сочетается и даже борется здесь с остросовременным миропониманием и видением. В картине немного листвы, несколько стволов деревьев, и в глубине - река, в которой плещется женщина в рубашке, на переднем плане - двое молодых людей сидят перед женщиной, которая только что вышла из воды и обсыхает на воздухе. Эта обнаженная женщина привела в негодование публику, ничего кроме нее, не увидевшую в картине.
В 1863 г. Мане женился. Его женой стала Сюзанна Ленхоф, бывшая уже много лет его подругой, мать его сына. Высшего напряжения скандал вокруг Мане достиг в Салоне 1865 года. Он выставляет "Поругание Христа стражей" и свой шедевр - "Олимпию". Он задумал и выполнил "Олимпию" в год своей женитьбы, но картина была настолько смела, что он долго не решался показать "Олимпию".
В "Олимпии", художественная стилистика Мане достигает совершенства. Светлые массы на темном фоне парадоксальным образом воспринимаются как созвучие и диссонанс одновременно. Эта работа Мане связана с классической традицией - с Венерами Джорджоне, Тициана, Веласкеса. Мане изобразил натурщицу Викторину Меран полулежащую на постели чуть свысока, пристально и в то же время задумчиво смотрящую на зрителя. Негритянка, подносящая ей букет, и черная кошка в ногах кровати вносят в поэтический мир картины оттенок необычности и в то же время становятся ее необходимыми композиционными и цветовыми элементами, В четком резком контуре фигуры есть особая женская угловатость, великолепно передающая характер модели: остросовременный, отвергающий всякие представления о традиционным идеале женской красоты. Художник решительно ломает привычные жанровые и стилистические представления. Он пишет не богиню или нимфу, а реальную женщину, с неповторимым, чуть терпким очарованием, но всем композиционным и живописным строением холста и даже его размером утверждает поэтическую значимость образа безвестной парижанки. Мане впервые в истории живописи создал произведение, посвященное профессиональной натурщице, ее облику, манерам, внутреннему миру. В этой картине поражает и игра красок. Обнаженное тело, легко моделированное тончайшими градациями желтоватых оттенков, включено в гармонию изысканных тонов - серебристых простыней, золотистой шали, розового платья негритянки. Сияние светлых тонов подчеркнуто ударами звучного цвета в букете и узоре шали, усиленно смелым введением черного и контрастом с глубоким темным фоном. Сверкающую наготу Олимпии художник оттеняет розоватым бантом в волосах, черной бархоткой на шее, золотистым браслетом и туфелькой.
Результаты выставки были невообразимыми, "просвещенная" публика пыталась "линчевать" маленькую и трогательную "Олимпию" - тут же, на выставке; к ней пришлось приставить специальную охрану, а затем перевесить под самый потолок, куда уже не могли дотянуться зонтики и трости потерявших человеческий облик "дам и господ". Мане травила пресса: "Во дворце промышленности посетители толпятся, словно в море, перед смердящей, словно труп, "Олимпией". Просто чудо, что полотна еще не сорвали. Служителей раз 20 едва не сбивали с ног".
Стоит Мане где-нибудь появиться, как его тут же начинают в упор разглядывать. Куда бы он ни пришел, люди мгновенно начинают подталкивать друг друга локтями. На улице ему смотрят вслед. Порой слышатся насмешки. Спасаясь от преследований, Мане в августе 1865 года почти бежал в Испанию, где во всем блеске открывшееся ему искусство Эль Греко, Веласкеса и Гойи успокоило художника и дало ему новые творческие импульсы. В 1866 году Салон, памятуя о невиданном скандале с "Олимпией", без рассуждений отвергает "Флейтиста" и "Портрет актера Рувьера в роли Гамлета". Не принесли Мане успеха и последние Салоны периода Империи. В 1868 году публика и критика холодно отнеслась к "Портрету Золя", в 1869 году сочла за "дешевые безделушки" "Балкон" и "Завтрак в мастерской", а в 1870 году освистали "Портрет Евы Гонзалес".
Мане нашел себе друзей в лице многих художников старшего и молодого поколения. Первые его работы одобрил Делакруа. В 1861 году Мане познакомился с Эдгаром Дега, в конце 1865 - с Клодом Моне, в 1866 - 1868 годах с Ренуаром, Сислеем, Сезанном, Базилем. Их встречи происходили более или менее регулярно с 1866 в кафе Гербуа. Предсказание Кутюра сбывалось: Мане становится главой нового художественного направления, получившего название "Батиньольская группа" и активно противопоставлявшего себя салонному искусству. Мане воздействовал своим авторитетом на многих молодых художников, его имя объединяет вокруг себя недовольных: стремясь освободиться от академической рутины, они стали поговаривать о Мане как о мэтре, как об освободителе искусства. Мане, помыслы которого заняты только официальным триумфом, воплощает для этой молодежи бунтарский дух. У Мане не было школы в настоящем смысле этого слова, но многие художники, увлеченные его правдивой и смелой передачей действительности, последовали за ним, не впадая в явное подражание, но вдохновляясь новизной и свежестью приемов, внесенных им в живопись. Но самого активного защитника своей живописи Мане нашел в лице молодого Эмиля Золя. Золя, несомненно, сделал для Мане больше, чем кто-либо из его современников. Золя первый объявил, что Мане является классиком современного искусства, и что место ему уготовано в Лувре.
Тенденция к слиянию жанров живописи, к объединению быта, портрета, натюрморта, а в 1870 году и пейзажа в одно универсальное целое отчетливо прослеживается на протяжении всего первого этапа творчества Мане. В какой-то мере эти тенденции были в конце 60-х годов связаны с влиянием молодых друзей Мане: Дега, Ренуара и Клода Моне. Летом 1870 года Мане впервые пишет одну из своих картин на открытом воздухе ("Сад") и в дальнейшем нередко работает на пленэре. Выезды на натуру в парижские окрестности вместе с К. Моне дали ему новые мотивы, еще решительнее очистили палитру, научили кисть большей текучести и легкости.
1873 год принес Мане впервые за последние 12 лет шумный успех: публика и критика единодушно одобрили картину "За кружкой пива" Однако успех был мимолетным. И уже жюри Салона 1874 года отвергает его картину "Бал-маскарад в Опере", написанную вскоре после разгрома Коммуны, глубоко потрясшего Мане. Зловещая сцена развлекающихся хлыщей в цилиндрах и переряженных кокоток возникает из резких срезов композиции, жестко рассекающей фигуры слева и сверху, из заостренных ритмов и силуэтов, из столкновения темных и светлых, ярко окрашенных и совершенно черных пятен. Кроваво-красный ковер под ногами этой толпы воспринимается многозначительным намеком.
Первая половина 70-х годов в творчестве Мане образует вполне своеобразный период, во многом подготовивший в то же время эпоху высшего расцвета его дарования в 1877 - 1882 годах. Этот период условно можно было бы назвать "импрессионистическим", но именно условно, поскольку смысл его в такой же мере состоял в претворении воздействия импрессионизма, как и в полемике с ним.
Летом 1874 года Мане работает вместе с К. Моне в Жанвилье и в Аржантейле на Сене. В результате появились такие прекрасные, омытые солнечным сиянием картины, как выставленные в Салоне 1875 года "Аржантейль" или "Женщина на берегу Сены", почти точно следовавшие принципам импрессионистического слияния предметов со световоздушной средой, раздельного наложения чистых красок на холст. К этим почти классическим "импрессионистическим" работам можно прибавить еще пейзаж "Большой канал" и несколько других картин. Однако, не случайно Мане не участвовал ни в одной выставке импрессионистов. Возможно, что Мане чувствовал, что он теряет, разделив полностью художественные принципы и методы Моне и Писсаро. Мане, со своим удивительным даром обобщения, с лаконизмом, чувством монументального масштаба, намечал более широкий путь, чем тот, по которому пошли импрессионисты.
Лучшее и уже, по существу далеко выходящее за рамки импрессионизма произведение Мане этого периода - картина "В Лодке" (1874). Она излучает не только душевный покой, но и пронзительное чувство красоты жизни, обжигающее сияние голубизны и света. Композиция строится свободно, художник фиксирует всего лишь "кусок" речной глади и по диагонали - вплывающую в нее часть ялика с сидящими на корме мужчиной и женщиной. Свет, отраженный от поверхности воды, озаряет фигуры, так, что голубое платье молодой женщины переливается белыми отсветами, а прозрачные тени на белой одежде мужчины словно вбирают в себя голубизну воды и неба.
В последующие годы жанровые полотна Мане посвящены главным образом сценам городской, вернее парижской жизни, т.к. он всегда оставался, прежде всего, парижанином и писал именно жизнь французской столицы, ее улиц и бульваров, кафе и маленьких ресторанчиков, театров и баров.
Трудно определить однозначно жанр последней большой картины Мане - "Бар в Фоли-Бержер", выставленной в Салоне 1882 года. В картине "Бар в Фоли-Бержер" своеобразно совмещаются и изображение быта, и портрет, и натюрморт, приобретающий здесь совершенно исключительное, хотя и не первостепенное значение. Все это объединяется в сцену современной жизни, с предельно прозаической сюжетной мотивировкой претворенную художником образ высокого художественного совершенства. "Бар в Фоли-Бержер" как будто подводит итог творческим исканиям Мане. И в сравнении с ранними его шедеврами, прежде всего с "Олимпией", дает представление о том пути, который художник прошел за 18 лет, разделяющих эти произведения. "Бар в Фоли-Бержер" воплощает гораздо более непосредственное ощущение жизни. Зеркало позади стойки бара, за которой стоит безымянная героиня полотна, отражает многолюдный зал, светящуюся люстру, ноги повисшей под потолком акробатки, мраморную доску с бутылками и саму девушку, к которой подходит господин в цилиндре. Впервые зеркало образует фон всей картины. Пространство бара, отраженное в зеркале за спиной продавщицы, расширяется до бесконечности, превращается в искрящуюся гирлянду огней и цветовых бликов. И зритель, стоящий перед картиной, вовлекается в эту вторую среду, постепенно теряя ощущение грани между реальным и отраженным миром. Совершенство "Бара в Фоли-Бержер", показанного в Салоне 1882 года, было настолько очевидно, что его уже, наконец, никто не пытался оспаривать. После закрытия Салона Мане, наконец, был официально объявлен кавалером ордена Почетного легиона.
В начале 1883 года силы начали оставлять художника и он вынужден был слечь в постель. В результате паралича левой ноге его угрожала гангрена, и, чтобы предотвратить ее, два хирурга предлагали ампутацию. Мане согласился, и 19 апреля 1883 года в 10 часов операция была произведена, но она не спасла художника: через несколько дней больного охватила страшная лихорадка, 30 апреля 1883 года Мане скончался.
Мане не был революционером. Он был гениальным творцом, сумевшим в удивительном синтезе объединить самые высокие стремления живописцев предшествующих веков. В живописном отношении этот синтез подготовил почву для импрессионизма, Его именем заканчивается один период в истории французского искусства и начинается другой.
Мане был действительно "отцом импрессионизма", тем, от кого исходил импульс, повлекший за собой все остальное.

назад
Hosted by uCoz