Клод
Моне
|
|
Клод Оскар Моне родился 14 февраля 1840 года в Париже. Его отец был совладельцем бакалейной лавки в Гавре. В этом городе прошли детство и юность художника. Еще в школе он увлекался рисованием и делал карикатуры на педагогов и товарищей, причем добился успеха - карикатуры его начали продавать в лавке писчебумажных принадлежностей. Здесь и произошла встреча Клода с его первым наставником и помощником художником Буденом. Буден сразу же попытался привить юноше представления, далекие от академических условностей. Он учил его работать на пленере, особое внимание уделять первому впечатлению от виденного, изучать свет. По его совету в 1857 году Клод отправляется в Париж. Муниципалитет Гавра отказывается помочь ему во время обучения; на помощь родителей рассчитывать |
![]() |
не приходилось. С первых же шагов
молодой художник мог полагаться только на себя. Он имел рекомендательное
письмо и минимум денег, собранных на продаже карикатур в Гавре. Моне был захвачен яркой и кипучей художественной жизнью Парижа. Он посещал выставки и особенно восхищался работами барбизонцев и Коро с их живым, реалистическим отображением природы. Художник часто заглядывал в "Кабачок мучеников", где оживленно спорили об искусстве, высказывались смелые и интересные мысли. Он много рисует и пишет натурщиков в так называемой Академии Сюиса. Там он знакомится с Писсарро. Уже в это время Моне окружен группой молодых художников-пейзажистов. Однако работа, начатая в Париже, обрывается в 1860 году из-за призыва на военную службу. Моне добивается зачисления в Африканский полк и в течение двух лет служит в Алжире. Яркие впечатления, полученные в это время, расширили кругозор художника, обострили восприятие цвета и света. В 1862 году Моне заболел и был отправлен и Гавр к родителям. Полгода он лечился и одновременно занимался живописью. В Гавре его познакомили с художником Йонкиндом, создававшим пейзажи быстро и нервно, по первому впечатлению. Йонкинд стремился сохранить ощущение движения, определенного ритма и эмоциональной окраски наблюдаемых явлений. Он излагал свои взгляды Моне и оказал на него заметное влияние. В конце 1862 года Моне уезжает в Париж, где вскоре поступает в студию Глеира. Первые же этюды обнаженных натурщиков, исполненные им, обнаружили различный подход к искусству у учителя и ученика. Глейр требовал идеализации, исправления "несовершенной" натуры в соответствии с античными образцами, Моне - наоборот, стремился точно, со всеми характерными чертами, запечатлеть живую модель. В студии Глеира Моне познакомился и подружился с Ренуаром, Базилем и Сислеем. Его критические замечания по поводу системы обучения в студии соответствовали и их настроениям. В начале 1864 года, когда мастерская Глемра закрывается, Моне увозит своих друзей в Шайо - деревушку вблизи Барбизона, в которой он за год до этого побывал. Художники пишут этюды на пленере. Летом 1864 года Моне работает в Онфлере, где создает два пейзажа, изображающие устье Сены, которые приносят ему первый и неожиданный успех в Салоне 1865 года. Более того, одну из его картин - морской вид и Онфлере - многие, но сходству фамилии приписали кисти знаменитого Мане и поздравляли того с несомненной удачей, отчего в дальнейшем Клод Моне стал подписывать все свои картины не только фамилией, но и полным именем. Счастливый, он покидает Париж; и уезжает в Шайо, чтобы завершить картину "Завтрак на траве" - одноименную с полотном Мане. Впервые на всех стадиях работы он исполнял произведение под открытым небом. Просто, предельно естественно расположена группа людей в пейзаже, на воздухе, в лучах солнца, пробивающихся через листву деревьев. Прозрачные тени, рефлексы цвета на лицах и платьях, передача движения - все в этом произведении говорит о поисках нового, самостоятельного пути, о реалистических завоеваниях художника. Картина была окончена в 1866 году, но осталась в Шайо в качестве залога, так как Моне, и до этого вынужденный пользоваться материальной поддержкой своего друга Курбе, не смог расплатиться с хозяином за жилище. В Салоне 1866 года Моне показал другую картину, которую написал очень быстро, портрет Камиллы - его будущей жены. Моне познакомился с ней в 1865г. Камилла была дочерью состоятельного фабриканта. Он вновь был замечен, но успех оказался скандальным - большинство возмущалось, хотя о нем много писали и говорили. Моне привлекает проблема цвета и света. Он упорно работает на пленере, изображая иногда один и тот же объект при разном освещении, например. Собор Парижской богоматери. Он пишет пейзажи в Випь д 'Авре, Сент-Адрессе и Гавре, а также городские виды Парижа. Большие надежды Моне возлагал на картину "Женщины в саду (Музей импрессионизма, Париж), однако жюри Салона в 1867 году ее отвергло. Родители были согласны приютить его в доме тетки в Сент-Адрессе, но ему приходилось скрывать от них существование Камиллы. Вероятно, в 1868 году молодая чета воссоединилась, так как к этому времени относятся изображения Камиллы у колыбели сына Жана. Положение Моне было критическим. Он не мог расплатиться с кредиторами и нуждался настолько, что вынужден был соскабливать красочный слой со своих старых картин, чтобы на тех же холстах продолжать работу. 9 августа 1869 года он писал своему другу художнику Базилю: "Ренуар приносит нам из дому хлеб, чтобы мы не умерли с голоду. Неделя без хлеба, без огня в очаге, без света - это ужасно". Жюри Салона беспощадно отвергает все его картины в 1869 и 1870 годах. Моне окончательно порвал связь со своими родными, а отец Камиллы был готов помочь дочери - дать ей приданое лишь в том случае, если она официально выйдет замуж, И вот, наконец, в 1870 году был заключен брачный договор, по которому Камилла принесла своему мужу небольшое приданное. Предусмотрительный отец Камиллы составил контракт таким образом, чтобы при любых обстоятельствах материальные интересы его дочери были соблюдены и юридически отделены от денежных дел ее мужа. Увы, все его страхи оправдались, а надежды уберечь Камиллу от разорении не сбылись. В 1869 году в Понтуазе под Версалем, на клочке земли, названном Лягушатником, впервые были созданы произведения, заслуживающие впоследствии определение импрессионических. Возле Лягушатника работали Ренуар и Моне, именно там их картины приобрели характерные для импрессионизма черты: свободные, раздельные мазки, чистые, несмешанные краски, акцентирование рефлексов. Именно в изображениях природы художник и его друзья осуществляют эксперименты с цветом и светом, заложившие основы импрессионистического видения мира. Этюды "Гренуйер" ("Лягушатника"), популярного в те годы места загородных прогулок парижан в живописной излучине Сены, написанные в 1869 году Моне и Ренуаром, ярко и последовательно воплощают все его особенности. Самый мотив-пронизанный светом пейзаж, пестрая толпа на террасе ресторана и маленьком круглом островке, мелькающие в воде фигуры купающихся и скользящие по ней лодки, а главное, блики света и зыбкие отражения на поверхности реки - мотив столь новый в искусстве - вызвал к жизни и новые выразительные приемы. Общий взгляд не улавливал в нем деталей, а воспринимал в целом, в динамическом богатстве цвета и форм, выразить которое художник смог нанося на холст краску отдельными мазками разной величины. При этом очертания предметов теряли свою определенность, их контуры "таяли", колорит картины приобретал особую звучность и свежесть. Во время франко-прусской войны большинство художников покинуло Париж. Осенью 1870 года Моне уезжает из Гавра, где тогда работал, в Лондон. Он пишет пейзажи па набережной Темзы и в парках. Большое внимание живописец уделяет изображению воды, стараясь уловить и запечатлеть движение волн, переменчивое освещение и скользящие по водной поверхности блики света и цветовые рефлексы. По пути на родину в конце 1871 года художник побывал в Голландии и с увлечением писал ее равнины и мельницы. Красота и своеобразие этих мест настолько привлекают его, что в следующем году он едет туда снова. 1870-е годы знаменуют расцвет творчества Моне. Он поселяется в пригороде Парижа Аржантейле и много работает на живописных берегах Сены, наблюдая лодки и купальщиков. Устроив мастерскую на лодке, он плавает вверх и вниз по реке, останавливаясь там, где ему вздумается. В пейзажах, написанных в это время, применение мелких мазков и красочных точек прекрасно передает вибрацию воздуха, блики на колышущейся воде, яркий свет и подвижные тени. Палитра Моне полностью очищается от черных тонов, приобретает радужность, ослепительное богатство и свежесть. Озаренные солнцем, овеянные свежим ветром изображения Сены - настоящие поэмы воды и света, то более сдержанные, то необычайно интенсивные в своем красочном звучании, сменяются видами цветущих полей и садов. В ряд этих работ входит "Сирень на солнце" (1873, ГМИИ). Ослепительные краски летней природы искрятся в них мириадами оттенков, зажигаясь в ярком свете, потухая в прозрачной тени. Но в 1874г. выставка вызвала скандал. Хохотала и негодовала ничего не понимающая публика, изощрялась в насмешках критика. Материальное положение его остается тяжелым. Летом 1875 года Камилла подписала документ, передававший права на остаток ее наследства одному из главных кредиторов Моне. В1876 года к этим бедам добавляется новое несчастье - тяжелая болезнь Камиллы. От какого недуга она страдала - неизвестно но, несомненно, причиной стали бесконечные лишения, и сколь малыми возможностями обладал ее муж, чтобы обеспечить ее лечением и уходом. В конце 1876г. года Моне, одолжив денег у друзей, перебрался в Париж, но Камилла все еще была нездорова, к тому же через несколько месяцев она поняла, что ожидает второго ребенка. Вновь с помощью друзей в начале 1878 года семейство перебралось на жительство в Вертейль (городок на Сене). В марте у Камиллы родился сын Мишель-Жак, но силы к ней уже не вернулись. Нужда и болезнь сделали свое дело и в сентябре 1879г. Камилла умерла. Еще при жизни Камиллы в жизнь Моне вошла другая женщина. Алиса была супругой преуспевающего мецената Гашеде, для дома которого еще в1876 Моне написал три декоративных панно: "Уголок сада в Монжероне", "Пруд в Монжероне" и " Индюшки". Но в 1878г. Гашеде разорился, он бросил жену и пятерых детей в Вертейле. где тогда жила семья Моне почти такими же нищими. Алиса помогала ухаживать за Камиллой, и детьми Моне. После смерти Камиллы Клод и Алиса остались вместе, и скоро обо всех семерых Моне писал "наши дети". В 1880 году Моне пробует выставить две картины в Салоне, но после того как одна из них не была принята, организует свою персональную выставку. Он не участвует ни в пятой, ни в шестой выставках импрессионистов. Прежнего единства внутри группы уже не было. Начав вместе, многие художники-импрессионисты шли дальше уже каждый по окоему выбранному, особому, пути. После полных превратностей героических лет в середине 1880гг. к Моне приходит признание. Его картины выставляются в Нью-Йорке (1886), на ретроспективной выставке в 1889 году в Париже, где были собраны произведения за двадцать пять лет. В 1890-х годах Моне пишет целые серии картин, изображая с одной точки зрения один и тот же объект при освещении, характерном для данного короткого отрезка времени. Очень интересна серия из пятнадцати картин со стогами сена, серии тополей, видов Руанского собора и др. Эти картины находят восторженный прием и быстро раскупаются. Световоздушная среда растворяет четкость контуров и плотность предметов. В картине, где изображается собор или мост через реку, не эти объекты по существу привлекают главное внимание Моне, а эффекты, возникающие благодаря воздушной среде, туману, определенному освещению, превращающему все видимое в своеобразное красочное зрелище. Наряду с повседневным и будничным в природе, Моне в поздние годы стремится запечатлеть явления своеобразные и исключительные. Он пишет Темзу, окутанную туманом (1900-1904), венецианские пейзажи, где передает атмосферу южного города - вибрацию теплого воздуха, отражения неба и архитектурных памятников в колышущейся воде (1908), берега Сены в часы рассвета. Последние годы жизни художника связаны с его имением в Живерни, еде в 1883г. он приобрел дом и небольшой участок земли. В последствии он значительно его расширил. Сады в Жаверни, устройством которых Моне занимался с 90-тых годов - столь же важное детище последнего периода его творчества, как и картины. Свои сады он "компоновал", как живописную картину. Рядом был небольшой пруд; Моне купил его вместе с прилегающей землей в 1893 году. Получив от местных властей разрешение, он переделал его в водяной сад, через шлюзы пустив в него воду близлежащей речки Эпт. Два сада умышленно противопоставлялись друг другу. Тот, что был при доме, сохранял традиционный французский вид: с аллеями, увитыми ползучими растениями; дорожками, идущими под прямым углом друг к другу, со ступенями, ведущими из одной части сада в другую. Сад, что раскинулся по другую сторону дороги и вокруг пруда, преднамеренно производил впечатление экзотическое и романтическое. В пруду плавали кувшинки, через воду были перекинуты живописные мостики, а сад был испещрен лабиринтом вьющихся и пересекающихся тропинок. "Самое прекрасное мое произведение - мой сад", - говорил Моне. Подобно букетам, специально составляемым художниками для натюрмортов, пруды, мостики, кувшинки в садах Моне были созданы, чтобы стать мотивами его пейзажей. Над картинами, написанными в саду Жаверни, витает дух созерцания - недвижная гладь прудов с кувшинками и лилиями, мягко клонятся к воде нависающие ветви кустарника. Здесь, в частности, были выполнены этюды для серии "Нимфеи". Декоративные панно этой серии, над которой Моне работал с 1890-х годов, в заключительной стадии писались уже в мастерской. Рождающие удивительно живое ощущение движения в пространстве и времени, эти панно воплощают уже не мгновенные впечатления, а длительность восприятия изменчивой и вечной природы. Художник, достигнув в это время признания и успеха, считал поздние работы логическим продолжением и завершением своих поисков. Пережив всех своих друзей-художников, с которыми он начинал путь, Моне умер 6 декабря 1926 года. Его похоронили в Живерни. |
|