Огюст Ренуар

Пьер-Огюст Ренуар родился в Лиможе 25 февраля 1841г. в семье многодетного портного. Когда Ренуару было четыре года, его отец с семьей переехал из Лиможа, известного во всем мире своими эмалями, в Париж. С этим городом и связана вся жизнь Ренуара. С самого раннего возраста он любил рисовать. В 1854 году Ренуара отдали в учение па фабрику фарфора братьев Леви. Отец мечтал, что, может быть, со временем сыну удастся поработать и на Севрской мануфактуре. На фабрике братьев Леви Ренуар чувствовал себя прекрасно, быстро освоил ремесло, с удовольствием смотрел, как его краски сверкают на готовых фарфоровых изделиях.
Дела на фарфоровой фабрике шли трудно, ручная роспись, которой занимался Ренуар, сходила на нет, подмененная печатанием рисунков на посуде, случайные работы приносили гроши. Ренуар
вынужден был уйти из фарфоровой мастерской, где его ремесло стало никому не нужно, и занялся росписями вееров. В это время он предпочитал скульптуру живописи и начал подолгу бывать в Лувре. Здесь его восхитили французские художники XVIII века. Рассказывая о своей юности коллекционеру и торговцу картинами А. Воллару, он вспоминал, что был потрясен скульптурным обликом "Фонтана невинных" Жана Гужона в Париже, а первыми художниками, которых он узнал и полюбил, копируя рисунки для фарфора и вееров, были Ватто, Ланкре, Буше. Может быть, в этих юношеских увлечениях как раз и проявилось его пристрастие к пышным, полнокровным скульптурным формам женского тела и тонким, изящным, эмалевым сочетаниям красок и линий, свойственных работам знаменитых французских художников XVIII века.
Работая в мастерской по росписи штор и вееров, Ренуару удалось скопить небольшие средства для того, чтобы оплатить учебу в Школе изящных искусств. Без колебаний он выбирает путь живописца. В начале 1862 года выдерживает экзамены, а 1 апреля его принимают в Школу изящных искусств, и он поступает в мастерскую Глейра. С этих пор Ренуар полностью отдает себя, всю свою жизнь искусству и творчеству.
В мастерской Глейра Ренуар познакомился и подружился с Клодом Моне, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем, и они составили дружную группу, объединенную отношением к жизни и творчеству. Глейр был далек от художественных стремлений своих учеников, уделяя главное внимание рисунку, а не цвету, классическим образцам, а не реалистическому изображению того, что видишь. Эти его установки воздвигли стену непонимания между ним и Клодом Моне в первую очередь. Отчасти это задело и Ренуара.
Сдав последний экзамен в Школе в 1864 году, Ренуар вместе со своими друзьями начал трудный самостоятельный путь живописца. Несколько имен современных художников волновали Ренуара в то время, и среди них были Делакруа, Энгр, Курбе и Коро. Познакомившись с творчеством мастеров "барбизонской школы" и, а также с живописью Эдуарда Мане, Ренуар испытал их сильное влияние. Ренуар со своими друзьями жил в тех местах под Парижем и на берегах Сены, которые до них обжили любимые ими художники-барбизонцы, но и они сами нашли свои лужайки, пристани и кабачки, которые навсегда прославились на их картинах: Шату, Буживаль, Аржантей. Ренуар вместе с Сислеем совершил на паруснике путешествие по Сене до Гавра. Тогда многие увлекались греблей, парусным спортом, плаванием. А они еще использовали и всякий удобный случай, чтобы останавливаться там, где им вздумается, и писать этюды. Впоследствии атмосфера этой жизни, плещущаяся вода, крепкие гребцы и лодочники со своими подругами станут темами многих известных картин и портретов Ренуара.
Середина 70-х годов была чрезвычайно насыщенной в жизни и творчестве Ренуара. Именно в это время работает в самых различных жанрах живописи, делая много портретов, пейзажей, натюрмортов. В это время происходит самый напряженный момент борьбы между художниками, открывшими свою первую выставку в 1874 году, которая стала первой выставкой импрессионистов, и официальным Салоном. Ренуар играет самую активную роль в организации первых выставок импрессионистов и вместе с тем не отказывается от желания выставляться в Салоне. В середине 70-х годов Ренуар создает свои самые знаменитые импрессионистические работы: "Ложа", "Чтение роли", "Качели", "Обнаженную в солнечном свете", "Первый выход", "Бал в Ле Мулен де ла Галетт" и многие другие. Круг его друзей необыкновенно расширяется, и мы встречаем среди них тех, кто в трудные времена ободрял и поддерживал Ренуара всем, чем только возможно. К его друзьям-художникам в это время присоединяются богач, коллекционер и художественный критик Теодор Дюре, страстный поклонник Делакруа, а впоследствии Сезанна, с которым его познакомил как раз Ренуар, таможенный чиновник Виктор Шоке, знаменитый торговец картинами Дюран-Рюэль.
У Ренуара появляются несколько постоянно работающих с ним моделей. Девушка с Монмартра по прозвищу Нини стала главным персонажем его картины "Ложа" Несколько великолепных портретов Ренуар создает с актрисой театра Одеон Генриеттой Анрио. Возможно, она подсказала Ренуару тему портрета "Чтение роли". Она позировала ему для портрета в рост "Парижская леди". В 1876 году он пишет портрет Генриетты Анрио, который сейчас находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
В 1875 году Ренуар знакомится с Маргаритой Легран, которая на четыре года, вплоть до своей ранней смерти в 1879 году, становится любимейшей моделью художника. Она с охотой танцевала в Ле Мулен де ла Галетт и, конечно, написана Ренуаром на его большой картине. По-видимому, именно она качается на качелях, позируя для знаменитой работы "Качели". Она сидит на корме лодки в картине "Девушка в лодке". Ренуар был очарован ее живым характером, естественным изяществом, смелостью, красотой. Она умерла от оспы, и для Ренуара ее смерть была большой утратой.
Другая модель Анна Лебер позировала Ренуару для ставшей шедевром импрессионизма картины "Обнаженная в солнечном свете", которую художник выставил на второй выставке импрессионистов. Некоторые исследователи именно эту Анну признают моделью "Обнаженной" из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Анна, девушка Монмартра, была не очень щепетильной, и ее обнаженный вид, ее спокойствие и даже радостное выражение лица среди тепла, зелени и освещающих ее красивое молодое тело солнечных лучей отражали простую и безыскусную ее сущность,- молодая женщина счастлива, она красива, здорова, привлекательна. Цель художника - показать прекрасное в облике современной женщины, ничего в нем не приукрашивая.
Правда, сейчас, любуясь этой картиной как общепризнанным шедевром импрессионизма, мы с особым интересом и, может быть, с усмешкой прочтем отзыв об этой картине художественного критика тех лет Альберта Вольфа, который писал в "Фигаро": "Внушите господину Ренуару, что женское тело - это не нагромождение разлагающейся плоти с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые свидетельствуют о том, что труп уже гниет полным ходом". Как и его друзей импрессионистов Ренуара травила критика, он испытывал нужду в деньгах. Но, возможно, благодаря его "солнечному" характеру, он переносил ее легче, чем другие. К тому же заказы на портреты всегда помогали выжить. В 1875 году Ренуар знакомится с крупнейшим издателем современной французской литературы Поржем Шарпантье и его женой, которые вводят Ренуара в свой салон. Здесь собирались Золя, Доде, Гонкуры, Мопассан и даже Тургенев. Мадам Шарпантье, зная склонность своего мужа к парижской богеме, умело и умно сосредоточила в своем доме цвет парижского общества. Здесь Ренуар нашел блестящее общество, в котором он был принят и обласкан, в первую очередь самой хозяйкой.
Ренуар, как истинный художник, мало говорил, еще меньше философствовал среди посетителей салона мадам Шарпантье, а больше приглядывался, насыщая свою зрительную память и выражая все свое отношение к происходящему, к окружающему его миру и людям в красках, в картинах и в первую очередь в портретах. Он принимал заказы и сам выражал желание писать портреты полюбившихся ему или поддерживающих его людей. Получив приглашение в загородный дом семейства Доде, он пишет портрет жены писателя и прекрасный пейзаж Сены в Шамрозе, где они жили. Он создает портрет сидящей на стуле девочки Жоржетты Шарпантье и в это время пишет погрудный портрет самой мадам Шарпантье. К этому времени относятся и два чудесных портрета актрисы Жанны Самари, которую Ренуар также встретил в салоне мадам Шарпантье
Ренуар любил теплые погожие дни весной и летом. Кажется, только два раза в жизни он писал зимний пейзаж. Солнце, как и все на свете, оживляло его краски и его картины. Особенно много он писал таких картин в 70-е годы, в пору наивысших взлетов его импрессионистического искусства. Он любил желтый цвет, и много оттенков желтого цвета было всегда на его палитре. Ренуар щедро и с удовольствием использовал эти цвета и на портретах, и в пейзажах, и в натюрмортах. Но в 70-е годы он часто соединял желтый цвет с реальной передачей солнечных лучей. Здесь можно вспомнить и "Обнаженную в солнечном свете", и "Качели", и виды "Лягушатни". Солнце заполняет многие работы Ренуара. Он радуется ему естественно и искренне, как счастливый ребенок или влюбленный. Многие его картины и портреты залиты солнечными лучами: "Влюбленные", "Новый мост", "Большие бульвары", "Лиза с зонтиком". Ренуар - певец радости. Его привлекало все в чем ощущается биение жизненных сил, в чем проявлялась мажорная сторона бытия, упоение жизнью. Ренуар особенно любил писать сцены отдыха и веселья. Его герои всегда очаровательны и безмятежны, им чужды глубокие сильные страсти, горькие раздумья, сложная психологическая жизнь.
Ни Моне, ни Писсарро, ни Сислей, ни Дега, никто из них так часто не обращался к живописи обыденных случайных сценок и типов, увиденных на улице, в театре, в маленьком ресторанчике. Ренуар вдохновлялся такими сюжетами, его глаза восхищенно воспринимали поэзию, и благодаря ему зрители его картин обнаружили, что каждый случайный миг жизни человека наполнен высочайшей красотой и поэзией
В 1876 году Ренуар написал две картины, которые стали особенно знамениты - "Качели" и "Бал в Ле Мулен де ла Галетт". В это время художник переживал какой-то особый подъем. На Монмартре он снял недорого студию с садом. Совсем рядом находился танцевальный зал "Ле Мулен де ла Галетт". Ренуар со своими друзьями и знакомыми постоянно бывал в нем. Музыка, веселые танцы, незатейливое угощение, красивые молодые девушки со всего Монмартра отдыхали в этом зале. Атмосфера непринужденной радости и веселья царила здесь. Чувствуется по картине, как Ренуар всем сердцем воспринимал этот искрящийся молодостью и красотой праздник жизни, где отдыхали такие же, как и он сам, еще малоизвестные публике художники, журналисты, артистки. В этом пестром мелькании фигур, жестов и лиц в весело мчащемся потоке красочных пятен недорогих нарядов, в солнечных бликах, заставляющих их сверкать и переливаться его привлекала поэтичность современности.
После работ над самостоятельными портретами мадам Шарпантье и ее дочери Ренуар пишет большой портрет "Мадам Шарпантье со своими детьми", который принес ему громкий общественный успех, неплохой материальный достаток, новые знакомства и новые заказы.
Особенностью многих картин Ренуара является то, что художник впервые сделал сюжетами своих полотен случайные эпизоды самой обыденной жизни. Такой подход к выбору тем для своих картин стал отличительной особенностью живописи импрессионистов. В конце 70-х и начале 80-х годов Ренуар написал целый ряд замечательных картин, подходя к поиску тем и сюжетов таким образом. Среди этих картин Ренуара можно выделить яркие своими портретными образами картины "После завтрака", "Гребцы в Шату", "Завтрак у реки" и большую, в размер "Бала в Ле Мулен де ла Галетт", многофигурную картину "Завтрак гребцов" 1881 года. Эту картину с полным правом можно назвать групповым портретом. В отличие от "Бала в Ле Мулен де ла Галетт" здесь укрупнен масштаб фигур, все они портретны и узнаваемы и составляют основное содержание картины. Пейзаж, окружающий террасу, на которой собрались друзья, зелень вокруг, виднеющаяся сквозь нее Сена с бегущими по ней парусниками и лодками составляют атмосферу картины, ее радостный фон. На нем написаны все участники встречи, собравшиеся за уставленными вином и фруктами столиками в ресторане Фурнеза в Шату. Сам хозяин стоит здесь, опершись спиной и руками на перила террасы, крепкий, уверенный в себе мужчина, одетый в рубашку без рукавов, обнажившую сильные руки. Перед ним, за столиком, сидит очаровательная девушка, посадившая перед собой на стол маленькую пушистую собачку и забавляющаяся игрой с ней. Ренуар представил зрителям Алину Шериго, которой в ту пору было чуть больше двадцати лет и с которой он окончательно свяжет свою жизнь именно в 1881 году, хотя официальная регистрация их брака состоится только в 1890-м.
Она была дочерью крестьян-виноделов из Бургундии. Отец оставил ее с матерью перед войной в 1870 году и уехал в Америку. Мать с дочерью перебралась в Париж и стала портнихой. Дочь помогала ей. Ренуар познакомился с Алиной в молочной, где завтракал и обедал. Сын художника вспоминает, что она, когда у нее было время, особенно в воскресные дни, позировала ему: "Я ничего не понимала, но мне нравилось смотреть на то, как он пишет". "В двадцать лет,- говорит далее Жан Ренуар,- она уже была пухленькой, но с осиной талией. Картины, где она фигурирует, помогают мне вспомнить ее облик. Я уже упоминал, что Ренуара привлекали женщины типа "кошечки". Алина Шериго была совершенством в этом жанре. "Хотелось почесать ее за ушами". Ренуар считал Алину идеальной матерью и женой.
В дальнейшем Ренуар неоднократно писал Алину, например, ее портрет 1885 года и поздний, где она представлена пышной седовласой матроной,- 1910 года. Изображал он ее и с детьми - Алина родила Ренуару трех сыновей: Пьера, Жана и Клода После третьей выставки импрессионистов Ренуар стал меняться и постепенно отходить от импрессионистического письма, чувствуя другие возможности своего дальнейшего творческого развития. На четвертой выставке импрессионистов Ренуар уже не выставляется, а сосредотачивает все силы, чтобы добиться участия в Салоне.
Поздний период творчества Ренуара на первый взгляд кажется странным и даже упадочным. Художник явно "стремился повернуть назад". Он стал использовать классические сюжеты, в "Купальщицах" (1884-1887) попытался построить композицию на строгом рисунке и пластике линий, что в корне противоречило идеям импрессионизма.
Обнаженным телам Ренуар хотел придать как можно больше материальности, применяя "плотную" моделировку и мелкий, извивающийся мазок. От этого форма обретала "обтекаемый", несколько вялый характер, но светилась внутренним светом. Этот поздний стиль позднее был назван "перламутровым", затем он сменился "красным " периодом из-за обилия красных и розовых красок. Главными темами творчества художника остается изображения женского тела и портреты детей.
В последние годы жизни художника мучил ревматизм, он не мог двигаться без помощи служанок и инвалидного кресла, кисть приходилось привязывать к руке. Но до последнего вздоха художник оставался почитателем солнечного света, красоты и человеческого счастья.
Ренуар умер в 1919 году, он покоится рядом с женой, на кладбище в Эссуа, на родине Алины.
Hosted by uCoz