Поль Сезанн

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в Эксе на юге Франции в семье удачливого торговца, а, впоследствии банкира. Он учился в коллеже в Эксе вместе с Эмилем Золя. Золя оказался изгоем в колледже, ученики объявили ему войну, и только Сезанн поддержал его. Они стали близкими друзьями. Мальчики бродили среди нагромождения скал и холмов Прованса, в его сосновых и оливковых рощах. Они бесконечно мечтали о будущем: о том, что будут знамениты, что их ждет прекрасная жизнь и идеальная любовь. Экс сыграл чрезвычайно важную роль в жизни Поля Сезанна и Эмиля Золя, который описал город в романах под именем Плассана. Тщательное изображение деталей тамошней общественной жизни содержится в наибольшей степени в "Карьере Ругонов" и в "Завоевании Плассана". Картину которую рисует Золя, позволяет глубоко проникнуть в мир Сезанна тех долгих лет, что они делили в Эксе и в Париже.
портрет поля сезана
Огромные серии романов Золя основаны на описании семейств из Экса - Плассана.
После завершения учебы в 1858году Золя уехал в Париж, а Сезанн остался работать в конторе своего отца, одновременно он посещал Муниципальную школу рисования. Отец будущего художника выбился из низов, он был властным, деспотичным человеком, и, естественно рассчитывал, что сын продолжит его дело, но Сезанн осознал, что его путь в жизни - это живопись. В 1861году Сезанн впервые отправился в Париж, но провалился на вступительных экзаменах в Школу изящных искусств. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке Сезанн вновь возвратился в Париж, он начал посещать академию Сюиса, где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Сезанн внимательно следил за художественной жизнью, посещал знаменитое кафе Гербуа, в котором часто собирались художники, он копировал картины старых мастеров в Лувре, преимущественно Веронезе, Тинторетто, Караваджо, Креспи. Специального художественного образования Сезанн не получил и был самоучкой.
Через Золя он познакомился с художниками Э. Мане, К. Моне, О. Ренуаром, а также с Камилем Писсаро чье влияние коренным образом сказалось на его развитии. Но и среди этих художников Сезанн не чувствовал себя своим. Сезанн отличался очень сложным характером: будучи необыкновенно ранимым, застенчивым человеком, в своем поведении он был груб, часто изображал неотесанного деревенщину. Он являлся в кафе Гербуа, одетый подчеркнуто небрежно, хмуро молчал, не вмешиваясь в споры об искусстве, которые вели собиравшиеся там художники, но вдруг мог неожиданно взорваться, услышав что-то неугодное и уйти, хлопнув дверью. Сезанн часто возвращается в родной Прованс, но и здесь он не мог найти понимания.
Творчество Сезанна 60-тых годов имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия ("Убийство", 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа "суета сует" ("Натюрморт с черепом и подсвечником", 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения ("Оргия", 1864-68, частное собрание, Париж). Произведения Сезанна трудно датировать, так как он редко выставлялся и не ставил сам дат на холсте. В числе значительных работ раннего периода "Портрет отца" (1867 (?), частное собрание), довольно большого размера. Видимо, этот портрет должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. В "Девушке у пианино" (ок. 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины "Увертюра к Тангейзеру"). На рубеже 1860-70 гг. начинается тема "купальщиц" и "купальщиков", которая станет важной в творчестве художника в последующие десятилетия.
Сезанн тщетно мечтал получить официальное признание, быть выставленным в Салоне, но понимая, что это невозможно, даже представление своих картин он превращал в скандал. Обычно он привозил картины в последний день работы жюри, сваленными на тачке. Естественно картины Сезанна Салоном всегда отвергались.
У Сезанна сложно складывались отношения с женщинами, но в начале 1870-х гг. он сблизился с натурщицей Мари-Гортензией Фике, которая внесла упорядоченность в его жизнь, вскоре у них родился сын Поль (это будущие модели художника). Долгие годы Сезанн существовал на небольшое пособие, выдаваемое ему отцом. Появление незаконной семьи необходимо было скрывать, периодами отец устраивал за Сезанном настоящую слежку, резко ограничивал пособие. Сезанн всю жизнь боялся отца, ему казалось, что тот может лишить его горячо любимого сына. Сезанн не мог привезти Гортензию и сына в Экс. Они поселились в Понтуазе близ реки Уазы, где сложилась, помимо Аржантея, еще одна "малая столица импрессионизма"; тут работали Писсарро и Гийомен. Следующие три года были решающими в развитии Сезанна как художника. Под влиянием Писсарро художник начинал писать этюды на пленэре, овладел техникой мелкого мазка, палитра его стала намного светлее. Писсаро оказал большое влияние на развитие Сезанна, его спокойствие и доброжелательность очень помогли художнику. Наиболее импрессионистическая картина этого периода "Дом повешенного" (1873г. Лувр). Композиция картины строится на резких пространственных сдвигах и столкновениях укрупненных объемов. Деревенские хижины, изображенные с близкой точки зрения, словно наступают на зрителя. Динамика форм усилена сложной игрой теплых и холодных оттенков. Сама техника письма - от легких прикосновений кисти до резких ударов шпателя - несет в себе огромную экспрессию.
Осмыслив достижения импрессионистов, Сезанн в своем творчестве пошел дальше. Он сумел понять, какие уроки ему следует извлечь из опыта импрессионистов, перенять некоторые важные аспекты их метода и двинуться к осуществлению их собственного стиля и взгляда. Он участвовал в выставках импрессионистов 1874 и 1877 годов, однако он не разделял их установки на фиксацию мимолетных состояний природы. Своей задачей он ставил соединение цвет- достижение импрессионизма - с объемной формой - наследием классицизма, слить воедино строго продуманную форму классического искусства и непосредственное эмоциональное восприятие импрессионизма. Сезанн желал конструировать мир, передавать его устойчивые, непреходящие черты; его не интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х гг., он назвал "воплощением", реализацией. Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Увлекаясь, все акварельной живописью, он переносит отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, пишет на белых, специально негрунтованных холстах, красочный слой становится у него все более облегченным, как бы светящимся изнутри. Краски Сезанна это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее.
В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна никогда в ландшафтах не видно людей; его многочисленные пейзажи, исполненные в Понтуазе, пустынны; более того, в желто-охристых кристаллах домов словно не подразумевается жизнь; это некие саркофаги духа среди пышной южной растительности. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила.
Начиная с 80-тых гг. до конца жизни художник почти постоянно жил на родине в Провансе получив прозвище "отшельник из Экса". В пейзажах Прованса с особой полнотой воплотилось свойственное Сезанну монументальное видение природы. В опаленных солнцем долинах, в мощных, хотя и невысоких горных кряжах словно ощущается дыхание времени. Порою кажется, что художник уловил внутренний распор земных сил, которые создали суровый ландшафт древней земли. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. гора Сент- Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса.
…"Но уже на следующее утро он снова принялся за это немыслимое дело: каждое утро, еще в шесть, он вставал, шел через весь город в свою мастерскую и оставался там до десяти; потом той же дорогой он возвращался домой, чтобы поесть; он ел и снова отправлялся в путь, чаще всего в долину, в получасе ходьбы от мастерской, над которой возвышается гора Сент-Виктуар. Тысячу задач ставит перед художником эта неописуемая гора. Там он сидел часами, занимаясь тем, что старался увидеть и передать "планы"" (Рильке, "письма о Сезанне" Париж, 1944г). Именно в этом месте Поль Сезанн заменил существовавшие до него понятия света, тени, линии и перспективы новым художественным словарем.
Сезанн находил все новые аспекты этого мотива, разные по характеру, то строгие и сдержанные, то тревожные и бурные, то мирные и радостные. В картине эрмитажного собрания (1900г.) образ Сент-Виктуар исполнен особого величия. Вершина горы, прорисованная резким синим контуром возносится в лазурное небо. В глубоких складках, бегущих по склону затаились голубоватые тени. Они подчеркивают динамическую структуру древней горы, словно напоминая о ее вулканическом прошлом. В картине остро ощущается беспощадная яркость южного солнца. Творческая сила художника соразмерна первозданной мощи земли.
В 1870-е гг. начинается серия автопортретов. От "Автопортрета в фуражке" (ок. 1874, Эрмитаж) с его некоторой "диковатостью" и "японизацией" изображения глаз он переходит к созданию обобщенных образов ("Автопортрет", ок. 1880, частное собрание, Винтертур).
Большое значение в творчестве Сезанна имели натюрморты. Простой деревенский стол, несложная утварь и фрукты - обычные мотивы его холстов. Сезанн предпочитал писать яблоки, груши, апельсины, так как они наиболее полно отражают предметные формы реального мира. Яблоки в его натюрмортах кажутся сгустками той же первозданной природной стихии, которая породила могучие склоны горы Сент-Виктуар.
В натюрморте "Ваза с фруктами" (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении излюбленный прием Сезанна.
На рубеже 1880-90 гг. Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами. Композиция "Пьеро и Арлекин" (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику "марди гра" последнему дню карнавала перед постом. Пять вариантов композиции "Игроки в карты" (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. В середине 1890-гг. Сезанн начинает работать над портретами ("Портрет А. Воллара", 1899, Пти Пале, Париж; "Портрет Г. Жеффруа", 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция "Большие купальщицы"(1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Сезанн писал свои обнаженные натуры по воображению, фигуры его часто деформированы, экспрессивны, поставлены в надуманные позы и группы. Между 1895 и 1900 годами Сезанн писал некоторых своих соседей, Это были крестьяне, итальянские рабочие, огородники, скромные и работящие люди, привлекавшие художника простотой и силой характеров, живописных деталей, Сезанн любил писать их в самых простых позах, погрудно или в полуфигурном изображении, облокотившимися о столик кафе, курящими или играющими в карты.
Уделом художника было трагическое одиночество. Борьба импрессионистов была тяжелой и драматичной, но они были объединены общими идеями, духовно поддерживали друг друга, Сезанна почти никто не понимал. В его жизни было всего несколько человек принимавших его творчество и поддерживающих художника. Здесь можно назвать доктора Гаше, который был другом и ценителем творчества многих художников таможенного чиновника и, коллекционера Виктора Шоке и знаменитого папашу Танги - участника Парижской коммуны, торговца красками и холстами. Папаша Танги чаще не продавал, а дарил их любимым художникам, а взамен они дарили ему свои картины, которые никто тогда не хотел покупать.
Отношения Сезанна с Эмилем Золя, так много значившие для обоих в юности постепенно становились все сложнее. Золя к тому времени уже был знаменит и богат. Сезанн неуютно чувствовал себя среди респектабельной публики, посещавшей дом Золя. Но окончательно их дружба прервалась после выхода очередной книги Золя из серии Ругон-Маккаров " Творчество". Главный герой романа художник кончает жизнь самоубийством, осознав свое творческое бессилие. В образе Клода Лантье Сезанн узнал себя. Он был глубоко оскорблен тем, что Золя не понял его творчество, не верил в его талант, считал его полубезумным , малодушным неудачником.
К импрессионистам уже пришла слава, а Сезанн многие годы был совершенно забыт Только в 1895г. парижский торговец картинами Амбруаз Воллар, восхищенный творчеством художника решает устроить большую выставку его работ. После выставки имя Сезанна наконец получило известность . Но настоящий триумф художника произошел в 1904г., когда его творчеству был посвящен целый зал в Салоне. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Но художник к тому времени был уже тяжело болен. Он продолжал также напряженно работать до последнего дня своей жизни. Сезанн умер 22 октября 1906 года и похоронен на старом кладбище в Эксе. Воздействие его искусства сказалось на творчестве П. Гогена и художников группы "Наби", фовистов и кубистов, русских "сезаннистов" из "Бубнового валета". Живопись XX века родилась в тени горы Сент - Виктуар, на юге Франции. После него художники стали гораздо смелее в формах самовыражения - как заметил однажды Пабло Пикассо- "Сезанн был "отцом всех нас".
назад
Hosted by uCoz