Поль Гоген

Гоген (его полное имя Поль-Эжен-Анри) родился в Париже 7 июня 1848 года, в самый разгар революционных событий, когда на улицах велись ожесточенный кровавые бои. Его отец - Пьер-Гильом-Кловис Гоген, был одним из редакторов умеренно - республиканской газеты "Насьональ", игравшей значительную роль в революции 1848 года. После выборов в Национальном Собрании в 1849 году Кловис Гоген решил, что ему небезопасно оставаться на родине, и вместе с семьей покинул Францию. И отправился в Перу, где с помощью дальних родственников жены надеялся основать собственный журнал.
Однако в дороге, так и не достигнув берегов Перу, Кловис Гоген внезапно скончался. Жена его, оставшаяся на борту корабля одна с двумя детьми, вынуждена была продолжать путешествие
портрет гогена
самостоятельно. В Перу Алину (так звали мать Гогена) встретили родственники - колоссальная семья, жившая старым патриархальным укладом. Хотя Гоген попал в Перу, когда ему было полтора года, а вернулся он во Францию в 1855 году в возрасте семи с половиной лет, но жизнь в Лиме оставила у него самые яркие и светлые воспоминания. Свои детские впечатления, память о большой шумной семье, о ласковых днях среди заботливых людей, о мягком климате и безоблачном небе Гоген пронес через всю свою жизнь.
В конце 1855 года Алина с детьми уехала в Орлеан. Гогена поместили в местную семинарию. "...Там я научился с юного возраста ненавидеть лицемерие, фальшивые добродетели, доносы", - вспоминал Гоген.
В 1860 году семья переехала в Париж. Гогена переводят в парижский пансион Лориаля. Насколько можно судить по собственным, хотя и крайне немногочисленным, замечаниям Гогена, занятия в пансионате его интересовали очень мало. Будущий живописец бредил морем. И, в 1865 году, вопреки воле матери, был зачислен в торговый флот, а затем в качестве военнослужащего в военный флот. Франко - прусская война, поражение Франции и обязательство правительства распустить военные силы государства, прервали военную службу Гогена. В апреле 1871 года, насытившись пятилетней матросской жизнью и получив диплом матроса первого класса, Гоген оставил свой корабль и вернулся в Париж.
Мать Гогена умерла в 1867 году, перед смертью так и не увидев своего сына. Опекуном детей был назначен Гюстав Ароза, который устроил Гогена на службу в банк Бертена. С помощью многочисленных связей опекуна, а также благодаря способности быстро разобраться и ориентироваться в биржевой жизни, Гоген уже через два года занял в банке одно из ведущих мест. У опекуна была богатая коллекция картин современных художников. В доме Ароза часто собирались как именитые, так и мало известные, только подающие надежды художники; скульпторы, архитекторы, литераторы, журналисты... Дочь Авроза - Маргарита, была молодой талантливой художницей. Для Гогена началась новая жизнь. Днем он окружен цифрами, бумагами, расчетами. Он - финансист. Вечером, втайне от всех, он рисует и пишет маслом. Итак, все свое свободное время Гоген посвящает занятиям живописью. Он отстраняется от светской жизни, он смеется над ней: она наигранна, пуста, нелепа. Он сторонится сослуживцев, общаясь с ними только в пределах работы. Гоген сходится с мелким служащим - Эмилем Шуффенекером, у которого одна страсть - искусство (Шуффенекер будет верным другом Гогена всю жизнь, помогая ему в трудные минуты). По воскресеньям они вдвоем посещают Академию Каларосси, вместе ходят в музеи. В конце каждой недели Гоген встречается с Маргаритой, дочерью Ароза - они вместе работают над рисунком с натуры. В начале 1873 года Гоген знакомится с молодой датчанкой Мэтт-Софи Гад, приехавшей во Францию на каникулы, и женится на ней. Жена относится к развлечению мужа как к наиболее безобидному препровождению времени. Ей импонирует спокойный Эмиль Шуффенекер, а когда в их доме появляется известный уже в творческих кругах Камилл Писсарро, которого Гоген почитал как своего учителя, она приветствует его, не подозревая, как скажутся в дальнейшем на ее судьбе увлечения мужа живописью.
Импрессионизм, достигший в 70-е годы своего наивысшего расцвета, хотя еще и не признанный, был первой художественной школой Гогена, которого привлекли и некоторые элементы программы импрессионистов, и главным образом их боевой дух, сопутствующий борьбе против официального салонно - академического искусства.
Успехи на бирже дают Гогену возможность не только широко жить, но и приобрести значительную коллекцию картин современных французских художников, свидетельствующую о его вкусах. На этих картинах Гоген учится, копирует их, зачастую перенося отдельные понравившиеся ему детали в свои работы.
Очень скоро Гоген уже не может довольствоваться работой для самого себя, он хочет проверить свои силы на зрителях, убедиться, что он трудится не впустую. В 1876 году Гоген посылает свою картину "Лесная чаща в Вироффе" в Салон. Картина была принята, выставлена и даже получила некоторый отклик в прессе. Но в жизни Гогена наступает момент, когда он не может больше жить двойной жизнью, быть "воскресным художником", он ощущает необходимость отдать все силы творчеству.
После одиннадцати лет работы в банке и на бирже в возрасте 35 лет он оставляет ее. В семье к тому времени было пятеро детей. Таким образом, 1883 год является для Гогена поворотной вехой в его жизни. Начинается пора скитаний, поисков случайного заработка и всевозможных несчастий. Гоген вместе с Писсарро приезжает в Руан, где жизнь ему кажется, более дешевой и где он надеется найти покупателей для своих произведений. Во время пребывания Гогена в Руане им была создана картина "Автопортрет с палитрой". Однако, как ни велико увлечение Гогена живописью, заботы о семье настойчиво вторгаются в его жизнь. Он продает несколько картин из своей коллекции, но это ненадолго спасает положение.
В декабре 1884 года Гоген поддается на уговоры жены и едет в Копенгаген в надежде на поддержку ее богатых родственников, под напором которых начинает заниматься торговлей. Его коммерческая деятельность заканчивается чашкой чая, которую он запускает в голову очередного клиента. Ощущение полной потерянности, невозможности преодолеть сложившуюся вокруг него враждебную обстановку усугубляется еще отношением жены и родственников. В июне 1885 г., взяв с собой 6-ти летнего сына Кловиса, Гоген оставляет семью и уезжает в Париж.
Гоген живет в холодной пустой комнате, ребенок болеет, долги, отчуждение родственников. Гоген устраивается расклейщиком афиш, ибо не может найти себе другую работу. Но это не мешает ему принять участие в 8-ой выставке импрессионистов, в на которую он посылает 19 картин. Большинство из них - работы, написанные в Руане и Копенгагене. Но картины не продаются. Жизнь в Париже Гогену не по средствам. Последующие этапы развития художника связаны с многократным пребыванием в Бретани, поездкой на остров Мартинику, где он работал на строительстве Панамского канала, чтобы иметь возможность писать картины.
Отдав сына в частный пансионат, он уезжает в Бретань, в маленький городок Порт-Авен, прибежище безденежных художников.
За какой-нибудь год в Гогене происходят колоссальные изменения. Он становится мастером, уверенным в своих творческих возможностях. Гоген отказывается от метода импрессионистов передачи непосредственных впечатлений. Он хочет одухотворить изображаемое им, увидеть внутреннюю логику, которая лежит в основе всех предметов и явлений, и противопоставить этот "разумный" мир с его логическими связями тому случайно подсмотренному миру, изображение которого было целью импрессионистов. Цель художника - передавать те формы и те символы, которые позволили бы зрителю почувствовать особый, внутренний смысл, лежащий за пределами и видимого и изображенного.
Большое значения для творчества Гогена оказывает японское искусство. Под его влиянием художник вырабатывает свою новую манеру живописи, она заключалась в том, что полотно картины делилось в соответствии с рисунком на ряд отдельный, замкнутых плоскостей, совпадающих с изображением того или иного предмета или фигуры, каждая из которых заполнялась определенным локальным цветом. Первое свое произведение, наиболее полно отражающее эту новую технику, Гоген написал в 1888 году. "Видение после проповеди, или борьба Иакова с ангелом". Религиозная, казалось бы, традиционная тема картины, изображающей на переднем плане бретонок в их национальных костюмах, слушающих сельского проповедника и созерцающих под впечатлением его рассказа сцену борьбы Иакова с ангелом, поражает своей необычностью. Сложное композиционное построение картины, разделение ее на две части диагональной линией дерева (подобный прием встречается у Гогена и раньше). Резкое противопоставление реальной и невозмутимо спокойной группы женщин в застывших позах и двух нереальных, подсказанных воображением, борющихся фигур в бурном движении дано намеренно без соблюдения перспективы и объемной глубины. Холодные краски передней группы резко противопоставлены общему жгуче-красному тону заднего плана, еще более подчеркнутому ярко-синим цветом плаща.
Свой новый стиль, с четким плоскостным наложением одного плана на другой, с обобщенным решением формы и цвета, где ни та, ни другой не преобладают друг над другом и создают органический сплав, Гоген называет синтетизмом. В 1888 г. по приглашению Ван Гога Гоген приезжает в Арль. Но совместная жизнь с восторженным Ван Гогом, мечтавшим о создании "Мастерской юга", где едино мыслящие художники могли бы работать вместе закончилась катастрофой. Ван Гог думал увидеть в нем столь же пылкого романтика, каким был он сам, а столкнулся с измученным лишениями, желчным, необычайно волевым человеком, которого раздражала экзальтированная натура друга. Между обоими художниками с самого начала возникает конфликт. Гоген решает уехать. Ван Гог оказался не в силах вынести крушения своей мечты. Он попытался напасть на Гогена, а затем отрезал себе ухо и попал в больницу. Однако жизнь в Арле, постоянные споры о творчестве и совместная работа обоих художников, несмотря на трагический финал, принесла свои плоды. Ряд пейзажей, сделанных ими одновременно, и отдельные рисунки с общих знакомых наряду с индивидуальными свойствами обоих художников, проявляющимися в каждом произведении, носят, тем не менее, следы их творческой близости в этот период. Были созданы: "Арльское кафе", "Старые девы в Арле", "Аликан". Хотя работы, написанные Гогеном в Арле, во многом повторяют его бретонские вещи, тем не менее, они являются дальнейшим шагом вперед в его творчестве, здесь сказалось влияние Ван Гога В 1889г., во время международной выставки Гоген и его последователи организуют в кафе Вольпини экспозицию картин " группы импрессионистов и синтетиков". Равнодушие публики, постоянная нужда, утомление от напряженной работы приводят художника к решению покинуть Францию и бежать от "цивилизации".
В кафе "Вольтер", где Гоген любил проводить свободное время в обществе поэтов-символистов (Верлен, Малларме, Орие, Леклерк и другие, в том числе Морис - впоследствии соавтор Гогена в создании книги "Ноа-Ноа", куда включены его стихи), состоялись дружеские проводы художника, отправлявшегося на остров Таити (1889). Время пребывания в Океании (в 1891-1893 гг. и 1895-1901 гг. на Таити, в 1901-1903гг. на острове Доминик) - наиболее зрелый, яркий и значительный период в творчестве Гогена. Художник с увлечением работает над созданием картин и скульптур, пишет и оформляет свою книгу "Ноа-Ноа". Его тяга к наивному искусству, к так называемым примитивам, стремление к ярким красочным контрастам, к пылающей цветовой гамме обретает на Таити свою реальную почву. Картины: "А, ты ревнуешь?" 1892, "Дух мертвых бодрствует" 1892, "Женщина, держащая плод" 1893, "Таитянский пейзаж" 1897 и многие другие.
Изображая таитян, их быт, обычаи, религиозные обряды, он находит художественные приемы, позволяющие полнее передать своеобразный колорит Полинезии, совсем особый, отличный от Европы ритм жизни, характерный облик маори. Яркие и чистые краски - сочетание поверхностей желтого, красного, лилового, зеленого цветов - создают впечатление интенсивного солнечного освещения даже тогда, когда само солнце, а иногда и небо, не показано на картине. Золотистые тела полуобнаженных маори даны в простых и естественных позах. Упрощение и стилизация приводят к появлению произвольных декоративных мотивов. Так, в одном из лучших пейзажей "Под папдановыми деревьями" (1891г Институт изящных искусств, Миннеаполис, из фонда Уильяма Допвуди) обнаженные корни дерева превращаются в золотые ленты узоров на лиловеющем в тени прибрежном песке, а пенящиеся гребни волн сведены к одной единственной тонкой белой полоске на сине-зеленой поверхности моря, создающей иллюзию набегающих волн. Но многих картинах Гоген располагает почти статичные фигуры на плоскостном цветовом фоке, создавая красочные декоративные панно. Легенды и верования, с которыми знакомят Гогена его жена маори Тегура и ее соотечественники, находят отражение в живописи художника. Он вводит в картины изображения божеств и фантастических существ, усиливая элемент таинственности и экзотичности, придумывает многозначительные названия, заставляющие искать в изображении скрытый смысл. Красочные, мажорные произведения Гогена воплотили скорее мечту художника о чудесном совершенном мире, чем действительную жизнь колониальной Полинезии. Глядя на фигуры спокойных людей, срывающих плоды - дары прекрасной и щедрой природы, - трудно поверить, что художник, написавший это, голодал и нищенствовал.
В конце августа 1893 года Гоген возвратился во Францию. И тут счастье как будто вдруг улыбнулось ему. Он получил наследство, что позволило ему снять в Париже ателье и приступить к работе. В ноябре 1893 года в галерее Дюран-Рюэля была открыта выставка его произведений. Даже среди художников лишь немногие одобрили ее.
Гоген работает то в Париже, то в Бретани, посещает Брюгге (1894), а позднее - Копенгаген, где в последний раз встречается с семьей. В 1894 году в ссоре с матросами Гоген получает травму. Его спутница, монмартрская танцовщица, яванка Аннах, покидает художника на больничной койне в Бретани, уезжает в Париж, расхищает имущество мастерской н бежит. С трудом, собрав средства (для этого был организован аукцион картин), Гоген в 1895 году вновь покидает Францию, на этот раз навсегда, и уезжает на Таити в Пунаауи.
И снова упорная работа, борьба за существование, страдания, голод. Тяжело переносит Гоген известие о смерти своей дочери. Недоумение и враждебность, с которыми публика встречает его картины, усиление болезни доводят художника до отчаяния. Он пытается покончить с собой (1898). Но именно в эти трудные годы Гоген создает наиболее известные свои картины: "Женщина под деревом манго", ("Королева красоты") - 1896. Пинакотека, Мюнхен; "Жена короля". 1896. ГМИИ, Москва; "Никогда" - 1897. Галерея Тойт, Лондон; "Откуда мы приходим? Кто мы? Куда идем?" - 1897. Музей изящных искусств, Бостон). Первые две картины - лучшее у Гогена изображение обнаженного тела. Колористический дар художника раскрылся здесь в полную силу. "Королева красоты" подобна празднично-яркому ковру, где бронзовая фигура молодой таитянки, изображенной в тени деревьев на берегу моря, окружена пестрым и одновременно удивительно гармоничным узором изумрудных, розово-лиловых, оранжевых, желтых, сине-зеленых и красных цветовых пятен.
Между приступами головокружения и невыносимых болей он медленно писал огромную, монументальную картину, как бы подводившую итог всей его нескладной жизни. Четырехметровое полотно, сделанное из мешковины самим обедневшим мастером, покрывалось символическими фигурами. Беспечно играл ребенок среди женщин, - начало бытия всегда полно надежды; мужчина срывал плод с "древа познания"; иные, уже вкусив от этого горького плода, стояли печальны, ибо познание умножает скорбь. Блаженство незнания и невинности воплощал мальчик между козой и щенятами. Упование (тщетное!) на помощь высших сил олицетворяла женщина, стоявшая рядом со странным идолом (Гоген сам придумывал богов для Таити). Были там и другие аллегории. Картина называлась просто и всеобъемлюще: "Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?"... Гоген, не порывая со стремлением отобразить красоту реальной жизни, вынужден был искать ее далеко за пределами своей родины, а нередко - в мире собственной фантазии и грез. Эти условия явились причиной напряженной, трагически изломанной жизни художника и его печального конца.
В 1901 году последняя надежда приводит Гогена на остров Доминик (Хива-Оа). Он поселяется в Атуане и строит на сваях "дом радости". Но и здесь ожидаемого покоя нет. Симпатии к местному населению побуждают его открыто выступать против несправедливости, творимой администрацией. Постоянные конфликты с колониальными властями кончаются нападками и возбуждением против него уголовного дела. Ни на чем не основанный приговор к трем месяцам тюрьмы и штрафу в тысячу франков Гоген не успел опротестовать. Тяжелобольной, доведенный до отчаяния, он умирает 8 мая 1903 года.
назад
Hosted by uCoz