Анри Де Тулуз-Лотрек
|
|
Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864г. в родовом замке в городе Альби. Его родители были двоюродными братом и сестрой и принадлежали к одному из самых древних и знатных родов Франции, который тесно породнился с королевской семьей. Мальчик рос как маленький принц, окруженный роскошью и любовью. Его отца графа Альфонса интересовали в жизни главным образом лошади и соколиная охота, современный мир он не принимал. Отец мечтал, что наследник станет его компаньоном в любимых занятиях. Сам мальчик мечтал о том же, с восхищением глядя, как блестящая кавалькада выезжает из замка на охоту. Анри, которого в семье называли "Маленькое сокровище", рос очаровательным, живым, но довольно слабым ребенком. А когда мальчику исполнилось 14 лет случилась трагедия. Все началось с того, что неловко встав со стула, он упал и сломал себе ногу. Перелом очень долго не заживал, а через несколько месяцев Анри сломал и другую ногу. Его кости оказались |
![]() |
необыкновенно хрупкими,
и спустя некоторое время, Анри с ужасом понял, что совершенно перестал расти.
Стена в коридоре замка, на которой отмечали его рост, получила название
"Стена плача". К тому же по мере созревания стала катастрофически меняться
внешность. С тех пор Лотрек всю жизнь нес свой крест. К 17 годам он стал
карликом с телом взрослого мужчины, уродливой головой, которая казалась
неимоверно большой, но с коротенькими руками и ногами, на которых он едва
ходил в раскорячку. Все мечты, надежды, стремления юноши оказались бессмысленными. Для отца сын перестал существовать, он даже свое право первородства, которое естественно должно было перейти к его сыну, граф передал младшей сестре. Конечно об Анри была всегда готова заботится нежно любящая мать. Но что ему оставалось? Вести тихую жизнь затворника, прячась от людского взгляда, спасаясь от насмешек и издевательств? Лотрек выбрал другой путь. Он всегда любил рисовать, но это увлечение, наверно, было бы просто "хобби" светского человека, будь он здоров. А теперь, только искусство стало единственным смыслом его жизни, единственным способом утверждения своей личности вопреки физическому убожеству. Сам он говорил, что никогда не стал бы художником, будь у него подлиннее ноги. Он переехал в Париж и начинал учиться живописи сначала у художника - анималиста Пренсто, затем он посещал мастерские Бонна и Кормона. Юноше из аристократической среды нелегко было войти в совершенно новый для него мир художников, а чего стоило преодолеть страх перед тем, что над ним будут смеяться! И тогда он научился сам шутить над своим уродством, глубоко пряча от окружающих боль, которая жила в его душе. За короткое время он покорил своих товарищей по мастерской. В нем не было и следа озлобленности на свою судьбу, он был необычайно прост, весел, приветлив, легок в общении. И люди, едва познакомившись с ним очень скоро переставали замечать его внешность. Обучение у художников - академистов вскоре наскучило Лотреку, но оно заложило основы профессионального мастерства. Уже в то время его рисунки и этюды полные жизни и динамики, обнаруживают совсем иные устремления. Необыкновенно чуткий и восприимчивый не только к жизненным, но и художественным впечатлениям Лотрек учел опыт Домье и Дега, Сера и Ван Гога, изучил японское искусство и, никому не подражая, выработал свой стиль, в котором активная роль линии сочеталась с своеобразными колористическими находками, а дерзкий гротеск с изощренной декоративностью. Лотреком неизменно владел интерес к человеческим характерам, в их неприкрыто обнаженных проявлениях. В своем стремлении к правде в выявлении особенностей характера каждого человека художник нередко кажется жестоким, хотя порой эта жестокость таила в себе своеобразную нежность. Ничто не могло шокировать его. Рано научившись беспощадно трезво воспринимать себя, он перенес этот взгляд и на свои модели. Острый психологический анализ присущ уже ранним портретам Лотрека. Эта тенденция прослеживается в портрете Сюзанны Валадон (1885г. Копенгаген, Глипотека) или в картине "Пьяницы". (1889г. Кембридж). Уже во многих ранних работах Лотрек изображал свои модели в профиль, что позволяет с особой полнотой выявить выразительное значение линии, гибкой, точной и уверенной. Постепенно центром жизни Лотрека становится Монмартр - окраина Парижа, привлекающая в то время многих художников. Здесь он чувствовал себя свободнее, чем где-либо. Это был пестрый и удивительный мир: уличные женщины, темные личности, живущие неизвестно на какие средства, непризнанные поэты, бездельники, анархисты, модистки, молодые художники в широкополых шляпах, натурщики и натурщицы, нищие и чудаки. В этой среде, где любая странность воспринималась как норма, художника знали, привыкли к его внешности, никто не обращал на него внимания, здесь он был своим, и обитатели Монмартра стали героями его картин. Завсегдатай ночных баров, кафе-шантанов, друг танцовщиц и проституток Лотрек хорошо знал Монмартр и его обитателей, и они знали его. Увидев маленькую, ковыляющую фигурку, с трудом пробирающуюся между столиками, прославленный певец Артистид Брюан, который был знаменит не только своими остро-социальными песенками об обитателях Монмартра, но и тем что обычно поносил посетителей своего кафе "Мирлитон" последними словами, провозглашал: "Тише господа, пришел великий художник Тулуз-Лотрек". Это было признание Монмартра. С годами Монмартр начал привлекать и более изысканную публику, стал модным местом. Светские дамы и господа стремились послушать острые, вызывающие песенки Бриана, посмотреть на танец Валентина Бескостного и знаменитой Ла Гулю. С открытием в 1889г. кабаре Мулен Руж к Монмартру пришла всемирная слава: отныне облик, сам дух Парижа оказался неразрывно связан с крыльями красной мельницы, парящими над Мулен Руж и самим Монмартром. 1890-е годы - период блестящего расцвета искусства Лотрека ознаменованы исключительным тематическим разнообразием: монмартские кабаре и кафе-шантаны, цирк, скачки и велосипедный спорт, только входящий в моду, театры, суды и больницы, портреты друзей, среди которых были и светские люди, и знаменитые писатели или прославленные артисты, и безвестные натурщицы и обитательницы публичных домов. Все они в равной степени привлекали Лотрека своей характерностью, неповторимостью облика, манер и внутреннего мира. Для него существовала лишь многоликая и напряженная жизнь города, а в ней только люди; все остальное было аксессуарами, позволяющими лучше понять и выразить их характеры, которые художник передавал необычайно метко и беспощадно. Примером может служить картина Лотрека "В кафе" (1891г. Бостон, музей искусств). Здесь художник воссоздает характерные образы парижского дна - старую проститутку и сутенера. Лотрек написал их с жестокой правдивостью, точной психологической характеристикой, иронией, и каким-то странным сочуствием. Лотрек никогда не выступает как суровый моралист, очевидна личная причастность художника ко всему происходящему, а безжалостное самоосмеяние в многочисленных автопортретах лишь усиливает чувство горечи в его искусстве. У Лотрека везде пробивается чувство одиночества, человеческой разобщенности. Главная особенность стиля Лотрека - это своеобразный синтез рисунка и цвета. Лотрек пишет или рисует легкими длинными мазками, цветными, будто шевелящимися штрихами, ему удается одновременно передать и световые эффекты и острую характерность формы. Лотрек развивает открытые Дега особенности искусственного газового освещения, мастерски используя его возможности. Многие его картины заливает резкий голубовато- зеленный свет. Под его воздействием зрелище переносится в ирреальный план , обретает болезненную притягательность. Лица людей становятся безжизненными, напоминая маски. Ночная жизнь монмартских кабаре, и прежде всего Мулен Руж, получила в работах Лотрека несравненное по своему художественному совершенству выражение. Художник с самозабвением погружался в мир лихорадочного, часто вымученного веселья, где люди не притворялись, а демонстрировали свои чувства с вызывающей откровенностью. Этот мир, в котором не было ничего стабильного, прочного, в котором смещались обычные представления и нормы, а самые обычные ситуации фантастически преображались в свете газовых фонарей, требовал особых, обостренных выразительных приемов. Лотрек нашел их в процессе работы над афишами, занимающими в1890-е годы важнейшее место в его творчестве. Уже первая афише Лотрека "Мулен Руж" (1891г.), рекламировавшей это кабаре, и его звезду Ла Гулю несет в себе отличается напряженной динамикой, несет в себе огромные выразительные качества, не говоря уж о неповторимой характерности главных героев-невозмутимо элегантного Валентина Бескостного, и Ла Гулю, вскидывающей в бешеном танце свои пышные юбки. Особый лаконизм и монументальность формы присущи афише следующего года - "Аристид Брюан в своем кабаре". Упрощенные формы могучей фигуры шансонье очерчены упругим контуром, и только черты мужественного лица прорисованы более подробно. Цветовое решение сведено к броскому контрасту плоских пятен черной накидки и шляпы и дразняще красного шарфа на светлом желтоватом фоне. В рекламном плакате "Джейн Авриль в Жарден де Пари" (1893г.) выразительный декоративный эффект построен на контрасте хрупкой фигуры танцовщицы и орнаментальностью первого плана, образованного грифом контрабаса, рукой и головой музыканта. Но блистательная декоративность его работ никогда не заслоняла для Лотрека глубокого, часто беспощадного анализа жизни и человека. Так в картине "Джейн Авриль, идущая из Мулен Руж (Коннектикут, Хартфорд, Атениум) с неожиданной трагической силой звучит тема одиночества и хрупкой незащищенности человека в жестоком равнодушном мире. Затаенная грусть составляет эмоциональный подтекст и ослепительных по своей цветовой насыщенности изображений клоунессы Ша-Ю-Као. Стиль афиш, основанный на обобщении и заострении формы, динамизме ритмов, смещении масштабов, на все более решительном выявлении выразительных и декоративных возможностей линии и цвета, оказал воздействие на все искусство художника, определив его исключительную образность. Влияние этого стиля легко прослеживается во многих работах 1890г. Вместе с тем в позднем творчестве художника все больше нарастают ощущения боли, мрачной тревоги, которые постепенно сменяют в его произведениях иронию и насмешку, столб присущие его ранним работам. Благодаря использованию предельной интенсивности цвета и напряженности линии его искусство его искусство стало способно передавать крайний накал, напряжение человеческих страстей. Возможно это было связанно с постепенным ухудшением здоровья художника, предчувствием близкой смерти. Алкоголь, беспорядочная жизнь, всяческие излишества - все это помогало ему держаться, но это его и убивало. Лотрек умер в 1891г. в возрасте 37 лет. |
|