лондонский филиал фирмы. Здесь, в Лондоне,
он провел два года. Винсент сразу же влюбился в английскую живопись; часто,
оставив работу, он бродит по музеям и галереям, восхищаясь работами мастеров
- таких, как Коро, Рембрандт, Милле, Бретон. Вскоре, впрочем, становится
ясно, что интересы и пристрастия юноши не совпадают с интересами фирмы
" Гупиль'; ему претит ремесло торговца, отношения с работодателями становятся
все более напряженными. Ван Гог не мог больше продавать ничего не понимающим
в искусстве обывателям пошлые и бездарные картины. К тому же Винсент переживает
муки первой несчастной любви. Его против воли посылают в Париж - но, пробыв
там некоторое время, Винсент бросает работу в художественном салоне, и
к марту 1876 г. возвращается в Лондон, охваченный новой страстью - религией.
В апреле 1876 г. он переехал в небольшой пансион в Рамсгейте, где стал
воспитателем. Ван Гог изучает Библию, собираясь посвятить жизнь Христу,
он поступает на богословский факультет в Бельгии.
Священником Ван Гог не стал, но через некоторое время он получает место
проповедника на угольных шахтах в Боринаже. Страдания местных жителей
ужаснули его: непосильный труд, нищета, голодные дети, которые зимой не
выходят из дому, потому что им нечего надеть. Изо всех сил Винсент пытается
помочь им, стать не только духовным пастырем , но и другом обездоленных,
он ухаживает за больными, отдает беднякам все, что имеет, сам ходит в
лохмотьях. Подобное рвение беспокоит церковников, и в июле 1879 года его
переводят в другой поселок, а вскоре вообще снимают с должности. Винсент
отказывается покинуть поселок угольщиков; вскоре, в сильнейшей депрессии,
без денег, он начинает странствовать по Бельгии и Франции - нищий бродяга,
все стремления которого заканчивались полным провалом. И тогда неожиданно
он начинает зарисовывать быт бедняков; именно в эти тяжелые времена Винсент
увидел для себя новый путь в жизни - стать художником. Весной 1880 г.
Винсент вернулся в Брюссель, где всерьез занялся изучением живописи. Ему
не удается поступить в Академию Искусств; однако это не остановило Ван
Гога: вскоре он начал учится у своего кузена Антона Мауве, художника известного
и имеющего успех. Вскоре, впрочем, отношения Винсента и Мауве испортились.
В 1882 г. Винсент женится на бывшей проститутке, Христине Марии Хоорник.
С ней он живет полтора года - трудные времена: голод, нищета, постоянные
ссоры. В сентябре 1883 года Винсент и Христина, разочарованные друг в
друге, расстались. Но даже в этот период Винсент не оставляет занятий
живописью. " Живопись - подлинно тяжелая работа", пишет Винсент своему
брату. " Заниматься ею - все равно, что принимать участие в походе. "
Ван Гог называет себя "крестьянским художником". Ранние картины и рисунки
Ван Гога в основном посвящены жизни бедняков - крестьян, ткачей, угольщиков,
рыбаков - как им самим, так и бледным ландшафтам деревушек. Удивительна
образная емкость даже ранних рисунков Ван Гога. Крупные, " корявые" линии
с необыкновенной выразительностью выявляют форму, неожиданные ракурсы
передают внутреннее напряжение. Истоптанные башмаки или старые кувшины
в его рисунках и картинах говорят нам о человеческой жизни, не меньше,
чем изображения их обладателей. В марте 1885 года, освоив технику работы
маслом, Ван Гог пишет первую известную картину, " Едоки картофеля "( Музей
Ван Гога, Амстердам). Скупой, тускло освещенный интерьер, тяжелые фигуры
крестьян, их грубые лица, узловатые руки - все здесь овеяно каким-то сумрачным
величием.
В марте 1886 г. Винсент перебрался в Париж, к своему брату Теодору. Годы,
проведенные здесь, много значили для него - вместе с Тулуз-Лотреком и
Бернаром он берет уроки живописи; Теодор знакомит его с парижскими импрессионистами
- Писсарро, Моне, Дега, Ренуаром. Ван Гог поражен их картинами, в первую
очередь их светлой палитрой. Одним из ближайших друзей Винсента становится
Гоген. В Париже Ван Гог заинтересовался и японским искусством - популярным
в те годы в Европе. Безусловно, техника японских литографий и особый принцип
восприятия мира и живописи наряду с техникой импрессионизма сильно повлиял
на работы Ван Гога в Париже - в качестве примера можно привести многочисленные
натюрморты в японском духе и пейзажи парижских окрестностей, по стилистике
подчас напоминающие городские виды в японской национальной живописи. Ван
Гог любит рисовать парижские окрестности; темные тона картин нуэненского
и антверпенского периода сменила светлая палитра импрессионистов. Но пришлось
узнать и темные стороны Парижа - города, полного искушений. Бессонница
и алкоголь отрицательно влияют на душевное и физическое состояние Ван
Гога. Он впадает в сильную депрессию. Ван Гог стремится в теплые края,
на юг. В феврале 1888 года он переезжает в Прованс, в город Арль. Здесь,
в сельской области, он решил создать коммуну для своих парижских друзей
- и вскоре, сняв знаменитый "Желтый дом " на площади Ламартен, Винсент
превращает его в студию. В Арле он пишет свои самые любимые сюжеты - сельские
ландшафты, цветущие весенние сады, множество портретов (например, знаменитые
портреты семьи Рулен); часто выезжает на пленэр к морю, в Сен - Мари.
Он работает с невероятным самозабвением, в любую погоду, сжигаемый своей
страстью к искусству и беспощадным южным солнцем, с таким исступлением,
как будто предчувствует свой близкий конец. " Я настолько чувствую эмоции,
которые передает природа, что порой не могу выдержать этого и падаю в
обморок".
Ван Гог приходит к мысли о невозможности разделения рисунка и цвета. Он
пишет "подлинный рисунок есть моделирование цветом". В Арле ему удалось
полностью раскрыть свой талант колориста. Цвет бушует на картинах Ван
Гога. Летом Ван Гог часто пишет бескрайние просторы полей, спелые хлеба
цвета старого золота под раскаленным небом и солнце "ударяющее в голову",
живительное и беспощадное. Тогда же он обращается к своему любимому образу
Сеятеля - символу вечно возрождающейся жизни.
То же упоение красочным великолепием мира Ван Гог выразил и в натюрмортах.
Серия " Подсолнечников", горящая всеми оттенками золота мыслилась художником
как "симфония желтого и синего", кисть художника обнажила мощную жизненную
силу, таящеюся в упругих изгибах сочных стеблей и пышных цветах, окруженных
сверкающим ореолом.
Традиционные, казалось бы, вазы с цветами и натюрморты с фруктами привлекали
его всю жизнь. Дело, по - видимому, в том, что для Ван Гога не существовало
особой разницы между пейзажем и натюрмортом - с его почти языческим стремлением
наделять собственной душой все вещи. Неважно, кажутся ли они нам с вами
одушевленными или нет - на картинах Ван Гога в равной мере оживает всё
- будь то леса, пшеничные поля или же стул и кровать художника.
Во время пребывания в Арле Ван Гог избрал для своих зарисовок ночное кафе.
Он изобразил его в картине "Ночное кафе в Арле" (Нью-Хейвен, Художественный
музей 1888г.). Бродяги, прикорнувшие в углах, сутенеры и проститутки -
все они часто были невольными натурщиками Ван Гога. "В своей картине"
', пишет он своему брату, " я попытался выразить неистовые человеческие
страсти красным и зеленым цветом. Всюду столкновение и контраст этих цветов.
Я пытаюсь показать, что кафе - это место, где можно погибнуть, сойти с
ума, совершить преступление. Я пытаюсь передать демоническую мощь кабачка
в атмосфере кабака- западни". Несколько маленьких фигур кажутся затерянными
во враждебном пространстве, освещенном мертвенным сиянием желтых ламп.
Само это пространство, резко сокращаясь в глубину, словно засасывает людей
и предметы. Беспокойные линии, искривленные контуры нагнетают ощущение
тревоги и неустойчивости.
Видимо, эта страсть - с которой, бывало, Винсент проповедовал Слово Божье
бедным углекопам - это страстное желание вложить в картину себя самого
и стало причиной окончательного душевного срыва.
Летом 1888г. Ван Гог приглашает к себе Поля Гогена. К осени тот приезжает
в Арль, и друзья начинают работать вместе. Ван Гогу казалось, что Гоген
спасет его от трагического одиночества. Но мечта Ван Гога о братстве художников,
о мастерской юга оказалась утопией. Между художниками происходят постоянные
споры. Они были очень разными людьми: страстный мечтатель Ван Гог и холодный,
волевой, целеустремленный Гоген. Состояние Ван Гога становится все хуже
и хуже. Гоген решает уехать из Арля. Ван Гог, который постоянно находился
в величайшем напряжении всех душевных и физических сил, не смог перенести
крушения своей мечты. 12 декабря в припадке безумия Винсент пытается напасть
на Гогена с ножом, Гоген уходит ночевать в гостиницу, а Ван Гог, которого
мучают звуковые галлюцинации, отрезает себе ухо и, завернув его в тряпку
относит местной проститутке. Полицейские помещают Ван Гога в лечебницу.
Серьезная потеря крови и сильные эпилептические припадки угрожают жизни
художника. В феврале 1889 г., когда Винсент, казалось бы, совсем оправился
от потрясения, но происходит новый приступ. В марте, после очередного
помутнения рассудка у Ван Гога, встревоженные жители Арля требуют содержать
его под стражей. Ван Гог решает покинуть город. По просьбе брата в мае
его переводят в близлежащую лечебницу Сен - Поль, в городке Сен - Реми.
Художник понимает - лишь в творчестве он может найти спасение от болезни.
Лишь творчеством он излечит себя сам. Поэтому в Сен - Реми Винсент, несмотря
на частые приступы, постоянно работает. Здесь он пишет многие знаменитые
картины, возможно лучшие свои шедевры. В саду больницы он находит новые
мотивы: цветущие ирисы и сирень ("Куст" Эрмитаж, май 1889г.) Несмотря
на все страдания, художник упивается пышным цветением весенней природы.
Небывалая интенсивность чувств воплощена в картине " Звездная ночь" (Нью-Йорк,
Музей Современного искусства, июнь 1889г.) Гигантские оранжевые звезды,
окруженные золотистым ореолом, превращаются в звездные кометы на синем
небе, исхлестанном извивающимися мазками, острая вершина кипариса - в
мрачное пламя, цвета тлеющего угля. Даже если ему запрещают покидать лечебницу,
он пишет по памяти и создает копии картин старых мастеров - Рембрандта,
Делакруа.
В середине 1890 г. Ван Гог прибыл в Овер, местечко возле Парижа, где до
самой своей смерти находился под наблюдением терапевта - гомеопата Поля
Гаше (1828 - 1909) - большого ценителя импрессионизма и художника. Хотя
поначалу Винсент относился к нему настороженно, вскоре они становятся
друзьями. Гаше был одним из немногих, кто высоко ценил картины Ван Гога,
и считал тяжелое состояние Винсента не следствием душевной болезни, но
мучительными страданиями души художника. В Овере Ван Гог при помощи Гаше
- искусного гравера - вплотную занялся техникой офортов и гравюр, что
заинтересовала его еще в юности, в Лондоне. Помимо портретов доктора Гаше
и его семьи, он создает единственный в своей жизни офорт ' Человек с трубкой
', на которой изображен сам доктор. Зима 1889 года была тяжелой для Ван
Гога. Приступы случаются все чаще, все сильнее. Винсент погружается в
состояние бессознательного безумия. Едва придя в себя, Ван Гог умоляет
брата забрать его.
В мае 1890 г. Ван Гог переезжает в парижское предместье Овер - сюр - Уаз,
где находится на попечении доктора Поля Гаше, ему оставалось жить всего
два месяца. Здесь Винсент поначалу, кажется, забывает свои невзгоды: терапия
Гаше оказывает самое благостное воздействие. Он пишет много и быстро;
пейзажи его, выполненные рукой настоящего мастера, пронизаны, впрочем,
каким - то мрачным ожиданием. Он писал простые деревенские хижины с соломенными
крышами, сады и окрестные поля. Огромное, все время нарастающее нервное
возбуждение прорывается в мятущихся линиях, искривленных контурах. исступленных
цветовых контрастах. В июне был написан трагический портрет доктора Гаше.
Художник изобразил его на пронзительно синем фоне, с необычайно печальным
выражением лица. Быть может именно этот холст наряду с лучшими автопортретами
художника, например " Автопортрет с перевязанным ухом (Чикаго, частное
собрание, 1889г.) являются осуществлением его желания писать портреты,
" которые и через сто лет будут казаться откровением". Стая ворон над
хлебным полем" (Амстердам, Музей Ван Гога, июль 1890г.) - одно из последних
полотен художника. Он писал Тео, что в этих бескрайних хлебах под пасмурным
небом не побоялся выразить чувство предельной тоски и одиночества. У него
уже не было сил бороться с этой смертельной тоской.27 июля, рисуя с натуры,
он пытается покончить жизнь самоубийством, выстрелив себе в грудь. Через
двое суток он умирает на руках у своего брата. ' Печаль продлится вечно
', сказал Ван Гог перед смертью. В Овере его отказались хоронить. Винсент
Ван Гог упокоился на кладбище в соседней деревушке, Мари, 30 июля 1890
г.
После смерти художника его брат Теодор, унаследовавший большинство картин,
устраивает в сентябре 1890 года первую мемориальную выставку, но потрясенный
смертью Винсента, год спустя сходит с ума и умирает сам Теодор. Оба брата
были похоронены рядом друг с другом; могилы их обвиты плющом из сада доктора
Гаше, последнего врача Винсента.
В 1890 Тео удалось продать одну картину Ван Гога за 400 франков. "Виноградник
в Арле", это была единственная картина, проданная при жизни художника.
После смерти Ван Гога в конце 90ых годов его имя становится известным
в Европе. Большую роль в этом сыграл все более возрастающий интерес к
импрессионизму; с другой стороны, гении, как известно, всегда опережают
свое время и часто остаются непонятными для современников. Для многих
пост - импрессионистов - например, для де Вламинка или Мондриана - Ван
Гог стал настоящим духовным учителем. Влияние его ощущается как в кубизме,
так и других направлениях модерна начала 20 века.
|