Винсент Ван Гог

Винсент Виллем Ван Гог родился 30 марта 1853 г. на юге Голландии, в брабантской деревушке Гроот - Зюндерт, в семье протестантского пастора. Члены семьи Ван Гогов были издавна связаны с искусством - вот и братья Теодора, Корнелий и Винсент, совладельцы крупной фирмы " Гупиль", успешно торговали картинами в Гааге. Лишь только окончив школу в Зевенбергене, молодой Винсент начал работу в семейном предприятии; он имеет успех, тем более что искусство нравится Винсенту все больше и больше. Теодор Ван Гог, младший брат Винсента также работал в фирме " Гупиль". С детства оба испытывали сильную привязанность друг к другу; Тео остался единственным другом Винсента до самой его смерти. Только благодаря переписке Винсента и Тео мы можем судить как о жизни, так и о личности художника. В июне 1873 года двадцатилетнего голландца переводят в
портрет ван-гога

лондонский филиал фирмы. Здесь, в Лондоне, он провел два года. Винсент сразу же влюбился в английскую живопись; часто, оставив работу, он бродит по музеям и галереям, восхищаясь работами мастеров - таких, как Коро, Рембрандт, Милле, Бретон. Вскоре, впрочем, становится ясно, что интересы и пристрастия юноши не совпадают с интересами фирмы " Гупиль'; ему претит ремесло торговца, отношения с работодателями становятся все более напряженными. Ван Гог не мог больше продавать ничего не понимающим в искусстве обывателям пошлые и бездарные картины. К тому же Винсент переживает муки первой несчастной любви. Его против воли посылают в Париж - но, пробыв там некоторое время, Винсент бросает работу в художественном салоне, и к марту 1876 г. возвращается в Лондон, охваченный новой страстью - религией. В апреле 1876 г. он переехал в небольшой пансион в Рамсгейте, где стал воспитателем. Ван Гог изучает Библию, собираясь посвятить жизнь Христу, он поступает на богословский факультет в Бельгии.
Священником Ван Гог не стал, но через некоторое время он получает место проповедника на угольных шахтах в Боринаже. Страдания местных жителей ужаснули его: непосильный труд, нищета, голодные дети, которые зимой не выходят из дому, потому что им нечего надеть. Изо всех сил Винсент пытается помочь им, стать не только духовным пастырем , но и другом обездоленных, он ухаживает за больными, отдает беднякам все, что имеет, сам ходит в лохмотьях. Подобное рвение беспокоит церковников, и в июле 1879 года его переводят в другой поселок, а вскоре вообще снимают с должности. Винсент отказывается покинуть поселок угольщиков; вскоре, в сильнейшей депрессии, без денег, он начинает странствовать по Бельгии и Франции - нищий бродяга, все стремления которого заканчивались полным провалом. И тогда неожиданно он начинает зарисовывать быт бедняков; именно в эти тяжелые времена Винсент увидел для себя новый путь в жизни - стать художником. Весной 1880 г. Винсент вернулся в Брюссель, где всерьез занялся изучением живописи. Ему не удается поступить в Академию Искусств; однако это не остановило Ван Гога: вскоре он начал учится у своего кузена Антона Мауве, художника известного и имеющего успех. Вскоре, впрочем, отношения Винсента и Мауве испортились. В 1882 г. Винсент женится на бывшей проститутке, Христине Марии Хоорник. С ней он живет полтора года - трудные времена: голод, нищета, постоянные ссоры. В сентябре 1883 года Винсент и Христина, разочарованные друг в друге, расстались. Но даже в этот период Винсент не оставляет занятий живописью. " Живопись - подлинно тяжелая работа", пишет Винсент своему брату. " Заниматься ею - все равно, что принимать участие в походе. " Ван Гог называет себя "крестьянским художником". Ранние картины и рисунки Ван Гога в основном посвящены жизни бедняков - крестьян, ткачей, угольщиков, рыбаков - как им самим, так и бледным ландшафтам деревушек. Удивительна образная емкость даже ранних рисунков Ван Гога. Крупные, " корявые" линии с необыкновенной выразительностью выявляют форму, неожиданные ракурсы передают внутреннее напряжение. Истоптанные башмаки или старые кувшины в его рисунках и картинах говорят нам о человеческой жизни, не меньше, чем изображения их обладателей. В марте 1885 года, освоив технику работы маслом, Ван Гог пишет первую известную картину, " Едоки картофеля "( Музей Ван Гога, Амстердам). Скупой, тускло освещенный интерьер, тяжелые фигуры крестьян, их грубые лица, узловатые руки - все здесь овеяно каким-то сумрачным величием.
В марте 1886 г. Винсент перебрался в Париж, к своему брату Теодору. Годы, проведенные здесь, много значили для него - вместе с Тулуз-Лотреком и Бернаром он берет уроки живописи; Теодор знакомит его с парижскими импрессионистами - Писсарро, Моне, Дега, Ренуаром. Ван Гог поражен их картинами, в первую очередь их светлой палитрой. Одним из ближайших друзей Винсента становится Гоген. В Париже Ван Гог заинтересовался и японским искусством - популярным в те годы в Европе. Безусловно, техника японских литографий и особый принцип восприятия мира и живописи наряду с техникой импрессионизма сильно повлиял на работы Ван Гога в Париже - в качестве примера можно привести многочисленные натюрморты в японском духе и пейзажи парижских окрестностей, по стилистике подчас напоминающие городские виды в японской национальной живописи. Ван Гог любит рисовать парижские окрестности; темные тона картин нуэненского и антверпенского периода сменила светлая палитра импрессионистов. Но пришлось узнать и темные стороны Парижа - города, полного искушений. Бессонница и алкоголь отрицательно влияют на душевное и физическое состояние Ван Гога. Он впадает в сильную депрессию. Ван Гог стремится в теплые края, на юг. В феврале 1888 года он переезжает в Прованс, в город Арль. Здесь, в сельской области, он решил создать коммуну для своих парижских друзей - и вскоре, сняв знаменитый "Желтый дом " на площади Ламартен, Винсент превращает его в студию. В Арле он пишет свои самые любимые сюжеты - сельские ландшафты, цветущие весенние сады, множество портретов (например, знаменитые портреты семьи Рулен); часто выезжает на пленэр к морю, в Сен - Мари. Он работает с невероятным самозабвением, в любую погоду, сжигаемый своей страстью к искусству и беспощадным южным солнцем, с таким исступлением, как будто предчувствует свой близкий конец. " Я настолько чувствую эмоции, которые передает природа, что порой не могу выдержать этого и падаю в обморок".
Ван Гог приходит к мысли о невозможности разделения рисунка и цвета. Он пишет "подлинный рисунок есть моделирование цветом". В Арле ему удалось полностью раскрыть свой талант колориста. Цвет бушует на картинах Ван Гога. Летом Ван Гог часто пишет бескрайние просторы полей, спелые хлеба цвета старого золота под раскаленным небом и солнце "ударяющее в голову", живительное и беспощадное. Тогда же он обращается к своему любимому образу Сеятеля - символу вечно возрождающейся жизни.
То же упоение красочным великолепием мира Ван Гог выразил и в натюрмортах. Серия " Подсолнечников", горящая всеми оттенками золота мыслилась художником как "симфония желтого и синего", кисть художника обнажила мощную жизненную силу, таящеюся в упругих изгибах сочных стеблей и пышных цветах, окруженных сверкающим ореолом.
Традиционные, казалось бы, вазы с цветами и натюрморты с фруктами привлекали его всю жизнь. Дело, по - видимому, в том, что для Ван Гога не существовало особой разницы между пейзажем и натюрмортом - с его почти языческим стремлением наделять собственной душой все вещи. Неважно, кажутся ли они нам с вами одушевленными или нет - на картинах Ван Гога в равной мере оживает всё - будь то леса, пшеничные поля или же стул и кровать художника.
Во время пребывания в Арле Ван Гог избрал для своих зарисовок ночное кафе. Он изобразил его в картине "Ночное кафе в Арле" (Нью-Хейвен, Художественный музей 1888г.). Бродяги, прикорнувшие в углах, сутенеры и проститутки - все они часто были невольными натурщиками Ван Гога. "В своей картине" ', пишет он своему брату, " я попытался выразить неистовые человеческие страсти красным и зеленым цветом. Всюду столкновение и контраст этих цветов. Я пытаюсь показать, что кафе - это место, где можно погибнуть, сойти с ума, совершить преступление. Я пытаюсь передать демоническую мощь кабачка в атмосфере кабака- западни". Несколько маленьких фигур кажутся затерянными во враждебном пространстве, освещенном мертвенным сиянием желтых ламп. Само это пространство, резко сокращаясь в глубину, словно засасывает людей и предметы. Беспокойные линии, искривленные контуры нагнетают ощущение тревоги и неустойчивости.
Видимо, эта страсть - с которой, бывало, Винсент проповедовал Слово Божье бедным углекопам - это страстное желание вложить в картину себя самого и стало причиной окончательного душевного срыва.
Летом 1888г. Ван Гог приглашает к себе Поля Гогена. К осени тот приезжает в Арль, и друзья начинают работать вместе. Ван Гогу казалось, что Гоген спасет его от трагического одиночества. Но мечта Ван Гога о братстве художников, о мастерской юга оказалась утопией. Между художниками происходят постоянные споры. Они были очень разными людьми: страстный мечтатель Ван Гог и холодный, волевой, целеустремленный Гоген. Состояние Ван Гога становится все хуже и хуже. Гоген решает уехать из Арля. Ван Гог, который постоянно находился в величайшем напряжении всех душевных и физических сил, не смог перенести крушения своей мечты. 12 декабря в припадке безумия Винсент пытается напасть на Гогена с ножом, Гоген уходит ночевать в гостиницу, а Ван Гог, которого мучают звуковые галлюцинации, отрезает себе ухо и, завернув его в тряпку относит местной проститутке. Полицейские помещают Ван Гога в лечебницу. Серьезная потеря крови и сильные эпилептические припадки угрожают жизни художника. В феврале 1889 г., когда Винсент, казалось бы, совсем оправился от потрясения, но происходит новый приступ. В марте, после очередного помутнения рассудка у Ван Гога, встревоженные жители Арля требуют содержать его под стражей. Ван Гог решает покинуть город. По просьбе брата в мае его переводят в близлежащую лечебницу Сен - Поль, в городке Сен - Реми. Художник понимает - лишь в творчестве он может найти спасение от болезни. Лишь творчеством он излечит себя сам. Поэтому в Сен - Реми Винсент, несмотря на частые приступы, постоянно работает. Здесь он пишет многие знаменитые картины, возможно лучшие свои шедевры. В саду больницы он находит новые мотивы: цветущие ирисы и сирень ("Куст" Эрмитаж, май 1889г.) Несмотря на все страдания, художник упивается пышным цветением весенней природы. Небывалая интенсивность чувств воплощена в картине " Звездная ночь" (Нью-Йорк, Музей Современного искусства, июнь 1889г.) Гигантские оранжевые звезды, окруженные золотистым ореолом, превращаются в звездные кометы на синем небе, исхлестанном извивающимися мазками, острая вершина кипариса - в мрачное пламя, цвета тлеющего угля. Даже если ему запрещают покидать лечебницу, он пишет по памяти и создает копии картин старых мастеров - Рембрандта, Делакруа.
В середине 1890 г. Ван Гог прибыл в Овер, местечко возле Парижа, где до самой своей смерти находился под наблюдением терапевта - гомеопата Поля Гаше (1828 - 1909) - большого ценителя импрессионизма и художника. Хотя поначалу Винсент относился к нему настороженно, вскоре они становятся друзьями. Гаше был одним из немногих, кто высоко ценил картины Ван Гога, и считал тяжелое состояние Винсента не следствием душевной болезни, но мучительными страданиями души художника. В Овере Ван Гог при помощи Гаше - искусного гравера - вплотную занялся техникой офортов и гравюр, что заинтересовала его еще в юности, в Лондоне. Помимо портретов доктора Гаше и его семьи, он создает единственный в своей жизни офорт ' Человек с трубкой ', на которой изображен сам доктор. Зима 1889 года была тяжелой для Ван Гога. Приступы случаются все чаще, все сильнее. Винсент погружается в состояние бессознательного безумия. Едва придя в себя, Ван Гог умоляет брата забрать его.
В мае 1890 г. Ван Гог переезжает в парижское предместье Овер - сюр - Уаз, где находится на попечении доктора Поля Гаше, ему оставалось жить всего два месяца. Здесь Винсент поначалу, кажется, забывает свои невзгоды: терапия Гаше оказывает самое благостное воздействие. Он пишет много и быстро; пейзажи его, выполненные рукой настоящего мастера, пронизаны, впрочем, каким - то мрачным ожиданием. Он писал простые деревенские хижины с соломенными крышами, сады и окрестные поля. Огромное, все время нарастающее нервное возбуждение прорывается в мятущихся линиях, искривленных контурах. исступленных цветовых контрастах. В июне был написан трагический портрет доктора Гаше. Художник изобразил его на пронзительно синем фоне, с необычайно печальным выражением лица. Быть может именно этот холст наряду с лучшими автопортретами художника, например " Автопортрет с перевязанным ухом (Чикаго, частное собрание, 1889г.) являются осуществлением его желания писать портреты, " которые и через сто лет будут казаться откровением". Стая ворон над хлебным полем" (Амстердам, Музей Ван Гога, июль 1890г.) - одно из последних полотен художника. Он писал Тео, что в этих бескрайних хлебах под пасмурным небом не побоялся выразить чувство предельной тоски и одиночества. У него уже не было сил бороться с этой смертельной тоской.27 июля, рисуя с натуры, он пытается покончить жизнь самоубийством, выстрелив себе в грудь. Через двое суток он умирает на руках у своего брата. ' Печаль продлится вечно ', сказал Ван Гог перед смертью. В Овере его отказались хоронить. Винсент Ван Гог упокоился на кладбище в соседней деревушке, Мари, 30 июля 1890 г.
После смерти художника его брат Теодор, унаследовавший большинство картин, устраивает в сентябре 1890 года первую мемориальную выставку, но потрясенный смертью Винсента, год спустя сходит с ума и умирает сам Теодор. Оба брата были похоронены рядом друг с другом; могилы их обвиты плющом из сада доктора Гаше, последнего врача Винсента.
В 1890 Тео удалось продать одну картину Ван Гога за 400 франков. "Виноградник в Арле", это была единственная картина, проданная при жизни художника. После смерти Ван Гога в конце 90ых годов его имя становится известным в Европе. Большую роль в этом сыграл все более возрастающий интерес к импрессионизму; с другой стороны, гении, как известно, всегда опережают свое время и часто остаются непонятными для современников. Для многих пост - импрессионистов - например, для де Вламинка или Мондриана - Ван Гог стал настоящим духовным учителем. Влияние его ощущается как в кубизме, так и других направлениях модерна начала 20 века.

назад
Hosted by uCoz