Хронология импрессионизма

Здесь представлена хронология событий, касающихся группы импрессионистов с 1855 по 1890 год Щелкните дату и узнаете, что произошло в этом году

1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890

1855

Всемирная выставка в Париже. Отдел искусства посвящен Энгру, Делакруа и Руссо. Курбе устанавливает свой Павильон реализма. Бодлер пишет панегирик Делакруа.

МАНЕ учится в Школе изящных искусств у Кутюра.
ДЕГА бросает занятия юриспруденцией и поступает в Школу изящных искусств в мастерскую Ламота, летом путешествует по югу Франции и по Италии.
ПИССАРРО

приезжает с Виргинских островов в Париж; наносит визит Коро; посещает Школу изящных искусств, но вскоре переходит в Академию Сюиса.

СЕЗАНН

посещает колледж в Эксе.

МОНЕ

живет со своими родителями в Гавре.

РЕНУАР и СИСЛЕЙ живут со своими родителями в Париже.

1856 и 1857

Делакруа избран членом Института Франции. Бракмон открывает японские цветные ксилографии в частности, "Мангира" Хокусаи. Дюранти начинает периодическое художественное издание "Le Realisme". Милле выставляет "Сборщиц колосьев".

ДЕГА возвращается в Париж, но с января по апрель вновь путешествует по Италии, посещая Флоренцию, Рим и Неаполь.
МАНЕ покидает мастерскую Кутюра; путешествует по Голландии, Германии и Италии. Копирует в Лувре.
ПИССАРРО пишет пейзажи в окрестностях Парижа.
МОНЕ

в Гавре пробует рисовать карикатуры.

РЕНУАР ученик у художника по фарфору; по вечерам берет уроки рисунка.
СИСЛЕЙ отправляется в Англию изучать коммерческое дело.

1858 и 1859

Бодлер пишет обзор Салона. Родился Сёра.

ДЕГА пишет во Флоренции "Портрет семейства Беллелли"; в Пизе, Риме и Сиене копирует и изучает итальянскую живопись; по возвращении в Париж работает в своей студии на рю Мадам.
МАНЕ представляет в Салон свои работы, которые, несмотря на поддержку Делакруа, были отвергнуты.
ПИССАРРО в Салоне принимают его пейзаж; он пишет в Ла Рош-Гионе и Монморанси; в Академии Сюиса знакомится с Моне.
МОНЕ знакомится с Буденом; едет в Париж (в 1859), где с рекомендательным письмом Будена обращается к Тройону и Манжино; Тройон советует ему учиться у Кутюра; посещает пивную "Мученики".
СЕЗАНН изучает право в Эксе, но хочет стать живописцем; его отец приобретает Жа-де-Буффан (в 1859).
РЕНУАР

бросает роспись по фарфору и берется за другой заработок - расписывает веера, чтобы оплачивать свои уроки рисунка.

СИСЛЕЙ

продолжает учиться коммерции в Лондоне и одновременно посещает там музеи и художественные галереи, знакомится с картинами Тернера и Констебла.

1860

Большая выставка картин Делакруа, Милле и других художников. Родился Сикерт.

ДЕГА пишет "Спартанские девушки вызывают на состязание юношей".Апрель проводит во Флоренции.
МАНЕ снимает мастерскую в Батиньольском квартале.
ПИССАРРО пишет этюды в окрестностях Парижа; начинается его связь с Жюли Веллэ, служанкой его матери.
МОНЕ работает в Академии Сюиса. Пишет этюды в Шампиньи-сюр-Марн.
РЕНУАР просит разрешения копировать в Лувре.

1861

Делакруа закончил фрески в Сен-Сюльписе. Коро работает в Фонтенбло. Родились: Майоль и Феликс Фенон.

ДЕГА пишет "Семирамиду". Увлекается лошадьми и сюжетами скачек.
МАНЕ

успех в Салоне, получает почетный отзыв; знакомится с Дюранти и Бодлером.

ПИССАРРО не принят в Салоне; знакомится в Академии Сюиса с Сезанном и Гийоменом; пишет на Монмартре; просит разрешения копировать в Лувре.
СЕЗАНН уезжает из Экса и едет в Париж; занимается короткое время в Академии Сюиса; знакомится с Писсарро; разочарованный возвращается в Экс, работает в отцовском банке.
МОНЕ на военной службе в Алжире.
1862

Курбе открывает мастерскую (январь - апрель)
.
ДЕГА пишет этюды на скачках в Лоншене; завязывает дружеские отношения с Мане и Дюранти.
МАНЕ пишет "Музыку в Тюильри"; после смерти отца получает большое наследство; заводит дружбу с Дега.
СЕЗАНН делает еще одну попытку заняться живописью в Париже, но проваливается на вступительных экзаменах в Школе изящных искусств.
МОНЕ заканчивает военную службу. Живет и работает в окрестностях Гавра вместе с Йонгкиндом и Буденом. Возвращается в Париж и поступает в мастерскую Глейра.
РЕНУАР поступает в мастерскую Глейра.
СИСЛЕЙ уезжает из Англии, где он изучал коммерческое дело, и занимается живописью в Школе изящных искусств у Глейра.
1863

Реорганизована Школа изящных искусств. Учрежден Салон Отверженных, где выставляются работы Мане, Писсарро, Йонгкинда, Гийомена, Уистлера, Фантена, Сезанна. Родился Синьяк. Умер Делакруа.
МАНЕ женится на пианистке Сюзанне Леенхофф; устраивает у Мартине выставку, которую публика нашла смехотворной; в Салоне Отверженных выставляет "Завтрак на траве".
ПИССАРРО у Жюли Делле от него родился сын Люсьен.
СЕЗАНН занимается в Академии Сюиса; обращается за разрешением копировать в Лувре.
МОНЕ пишет этюды в лесу Фонтенбло; наблюдает, как работает в своей мастерской Делакруа.
РЕНУАР ходит в Лувр, где копирует картины.
СИСЛЕЙ заявляет протест в связи с изменениями порядков в Школе изящных искусств.

1864

Закрывается мастерская Глейра. Родился Тулуз-Лотрек.

ДЕГА пишет портреты Мане.
МАНЕ терпит провал в Салоне; снимает квартиру на бульваре Батиньоль.
ПИССАРРО жюри Салона принимает у него два пейзажа; по совету Коро продолжает работать над сельскими сюжетами в Монфуко и в Ла Варен Сент-Илэр.
МОНЕ пишет в Онфлёре вместе с Базилем, Буденом и Йонгкиндом.
РЕНУАР пишет этюды в лесу Фонтенбло, где знакомится с Диазом.

1865

Родился Амбруаз Воллар.

ДЕГА выставляет в Салоне картину, изображающую средневековое сражение; продолжает копировать картины в Лувре.
МАНЕ выставляет в Салоне "Олимпию", которая вызывает крики гневного протеста; однако у Мартине девять его работ получают благоприятные отзывы. В августе проводит две недели в Испании.
ПИССАРРО фигурирует в Салоне как "ученик" Коро; в Ла Варен Сент-Илэре рождается его дочь Жанна.
СЕЗАНН весь год занимается в Академии Сюиса в Париже, осенью возвращается в Экс.
МОНЕ снимает в Париже мастерскую совместно с Базилем; выставляет в Салоне две картины; пишет в Фонтенбло "Завтрак на траве"; едет в Трувиль, где работает вместе с Курбе.
РЕНУАР выставляет в Салоне две картины; работает в Фонтенбло вместе с Сислеем; путешествует на пароходе в Руан; знакомится с Курбе.

1866

Коро и Добиньи входят в жюри Салона. Золя посвящает Сезанну работу "Мой Салон".

ДЕГА выставляет в Салоне картину на тему скачек.
МАНЕ не принят в Салоне, но находит поддержку у Золя, Сезанна и Моне - своих новых друзей; пишет "Флейтиста".
ПИССАРРО ссорится с Коро; выставляется в Салоне; поселяется с семьей в Понтуазе
.
СЕЗАНН весной возвращается из Экса в Париж; не принят в Салоне, о чем пишет протест Директору по делам изобразительных искусств.
МОНЕ выставляется в Салоне; его картина "Камилла в зеленом платье" имеет успех; пишет "Женщину в саду"; представлен Мане; работает в Сент-Адрессе и в Гавре.
РЕНУАР несмотря на поддержку членов жюри - Коро и Добиньи, его работы в Салоне не приняты; продолжает работать в Фонтенбло и в Париже, где совместно с Базилем снимает мастерскую; а августе вместе с Сислеем гостит у семьи Ле Кёр в Берке на берегу Ла-Манша.
СИСЛЕЙ одна картина принята в Салоне; работает вместе с Ренуаром в Фонтенбло и едет с ним в Берк, к семейству Ле Кёр. Женится на Марии Лескузек.

1867

На Всемирной выставке в Париже Курбе и Мане организуют для себя отдельные павильоны и выставки. Умирают: Энгр, Теодор Руссо, Бодлер.

ДЕГА в Салоне выставлены две его картины; увлекается музыкальными и оперными сюжетами.
МАНЕ в Салоне не выставляется; на Всемирной выставке имеет малый успех: его картина "Казнь императора Максимилиана" запрещена цензурой. Золя публикует о нем статью и хочет, чтобы он иллюстрировал его роман "Сказки Нинон".
ПИССАРРО отвергнут в Салоне. Подписывает воззвание в защиту Салона Отверженных.
СЕЗАНН отвергнут в Салоне; его картина, выставленная в Марселе, вызывает бурный протест; лето проводит в Эксе; осенью возвращается в Париж, начинает посещать кафе Гербуа, место встреч художников.
МОНЕ продолжает работать в Париже, в мастерской, которую снимает совместно с Базилем, и в Онфлёре вместе с Сислеем; у него происходит временная потеря зрения.
РЕНУАР отвергнут в Салоне наряду с Писсарро, Сислеем и Базилем, вместе с которыми подписывает воззвание в защиту Салона Отверженных.Работает в Шантийли и Фонтенбло, где создает свое первое полотно на пленэре ("Лиза"). Осенью в Париже работает в мастерской Базиля вместе с Моне.
СИСЛЕЙ подписывает воззвание о Салоне Отверженных вместе с другими пострадавшими - Ренуаром, Базилем и Писсарро. Работает в Онфлёре, видится с Моне.
1868

Появляются рецензии с похвальными отзывами на работы импрессионистов. Редон в своих отчетах о Салоне хвалит Писсарро, ставя его рядом с Курбе и Добиньи. Хвалит и Золя, причисляя к ним и Мане.
ДЕГА в Салоне выставляет "Мадмуазель Фиокр. Источник"; копирует в Лувре.
МАНЕ в Салоне выставляет "Портрет Золя"; работает в Булонском лесу; совершает поездку в Англию.
ПИССАРРО в Салоне выставляются две его картины; на него обращают внимание Редон и Золя.
МОНЕ одна картина отклонена, другая принята в Салоне (как и в случае с Писсарро, благодаря содействию Добиньи). Некоторое время проводит с Ренуаром и Базилем. Работает в Этрета и Бенекуре. Выставляется в Гавре, где находит покровителя в лице Годибера; но находится в состоянии депрессии и пытается покончить с собой.
РЕНУАР пишет портреты Базиля, Сислея и своей любовницы Лизы: портрет последней принят жюри Салона и встречает похвальные отзывы критиков.
СИСЛЕЙ переезжает в дом №91 на рю де ла Пэ, в который переезжает и Базиль. Его портрет с женой пишет Ренуар. Одна работа у него принята Салоном.

1869

Кафе Гербуа в Батиньольском квартале становится пристанищем для Мане и его приятелей.

ДЕГА его "Портрет г-жи Г." принят в Салоне.Совершает поездку в Брюссель и заключает финансовый договор с бельгийским коммерсантом; путешествует по Италии; пишет портрет сестры Берты Моризо - Ив; работает в Этрета над пастельными зарисовками побережья.
МАНЕ выставляет в Салоне картину "Балкон". Совершает поездки в Булонь и Англию. Его ученицей и моделью для портрета становится Эва Гонзалес.
ПИССАРРО в Салоне выставлена одна его картина. Поселяется с семьей в Лувесьене.
СЕЗАНН возвращается из Экса в Париж получает отказ в Салоне. Знакомится с Гортензией Фике.
МОНЕ получает отказ в Салоне; продолжает работать в Буживале вместе с Ренуаром, а также в Эгрета и Гавре; попадает в тяжелое финансовое положение; кредиторы описывают его работы; он не в состоянии купить даже краски. Мане и друзья в кафе Гербуа предлагают ему помощь, поддерживают и подбадривают.
РЕНУАР в Салоне принята его картина; живет с родителями в стесненных условиях, но его поддерживает Моне; вместе они работают в Буживале.
СИСЛЕЙ терпит неудачу в Салоне; пишет натюрморты.
1870

Курбе и Домье отказываются от ордена Почетного Легиона. Мане, Милле, Курбе и Домье не приняты кандидатами в жюри Салона; Добиньи и Коро выходят из состава жюри. Начало Франко-прусской войны, которая так или иначе вторгается в жизнь импрессионистов.
ДЕГА выставляет в Салоне портрет г-жи Карю; продолжает писать этюды на морском побережье; записывается в пехоту, но при осмотре обнаруживается, что он почти полностью слеп на правый глаз.
МАНЕ вступает в Национальную Гвардию и служит там под командованием Мейссонье. В Салоне приняты две его картины, но его кандидатура в состав жюри отклонена. В групповом портрете Фантена "Мастерская в Батиньольском квартале" изображен в центре.
ПИССАРРО бежит от войны из Лувесьена в Англию вместе со своей семьей - двумя детьми и их матерью Жюли Веллэ, которая выходит за него замуж.
СЕЗАНН избежав воинской повинности, живет и занимается живописью в Эксе.
МОНЕ его финансовые трудности позади он женится на Камилле Донсье, получившей хорошее приданое. Все лето пишет этюды в Трувиле и Гавре. В сентябре с началом войны, как и Писсарро, эвакуируется в Англию.
РЕНУАР в Салоне выставляет две картины, затем поступает в полк кирасиров, который переводят сначала в Бордо, потом в Тарбе (в Пиренеях).
1871

Курбе назначен председателем Комиссии по делам искусств Коммуны и участвует в разрушении установленной Наполеоном колонны на Вандомской площади, что впоследствии привело его к тюремному заключению. Джеймс Уистлер пишет "Портрет матери художника".
ДЕГА во время Коммуны живет у Вальпинсонов в Нормандии, совершает короткую поездку в Лондон; начинает писать танцовщиц.
МАНЕ живет со своей семьей в Бордо.
ПИССАРРО предпринимает неудачную попытку выставить свои работы в Королевской академии в Англии, однако продает две работы Дюран-Рюэлю. Знакомится с Моне. В июне возвращается во Францию.
СЕЗАНН после падения Коммуны возвращается в Париж.
МОНЕ живя в Англии, делает безуспешную попытку выставить свои работы в Королевской академии. Добиньи знакомит его с Дюран-Рюэлем, который берет его произведения для выставки. В конце года возвращается во Францию (по дороге на короткое время останавливается в Голландии); снимает дом в Аржантейе на Сене.
РЕНУАР во время Коммуны живет в Париже, затем работает в Лувесьене, в Бретани и Буживале вместе с Сислеем. Переезжает в мастерскую на улице Нотр Дам де Шан в Париже.
СИСЛЕЙ работает вместе с Ренуаром в Лувесьене и Буживале. Дюран-Рюэль выставляет в Лондоне одну его картину.
1872

Художники организуют протест против порядка выдвижения кандидатур в жюри Салона, введенного новым Управлением по делам изобразительных искусств. Курбе освобожден из тюрьмы. Дюран-Рюзль показывает в Лондоне картины импрессионистов.
ДЕГА знакомится с Дюран-Рюэлем; продолжает работать над темами балетных классов и оркестра в Парижской Опере. Осенью вместе с братом едет в Америку, в Новый Орлеан.
МАНЕ продает Дюран-Рюэлю за 51 тысячу франков 29 картин. Две картины выставляет в Салоне; путешествует по Голландии; вместе с другими художниками подписывает требование о создании нового Салона Отверженных.
ПИССАРРО работает в Понтуазе; иногда у него гостит Сезанн и другие приятели, поставившие подписи под требованием о создании нового Салона Отверженных.
СЕЗАНН вместе с Писсарро работает в Понтуазе.
МОНЕ вместе с Буденом навещает в тюрьме Курбе, вскоре освобожденного;. работает в Гавре и Руане; летом вновь совершает поездку в Голландию, продает Добиньи пейзаж с голландским видом; позднее вместе с Ренуаром работает в Аржантейе; пишет "Впечатление. Восход солнца".
РЕНУАР живет и работает в Париже, навещает Моне в Аржантейе; подписывает требование о создании нового Салона Отверженных.
СИСЛЕЙ его знакомство с Дюран-Рюэлем оказывается выгодным: тот везет четыре его работы в Лондон на выставку. Продолжает писать этюды в Бретани и в Аржантейе на берегу Сены.

1873

Создан новый Салон Отверженных. Дюран-Рюэль организует в Лондоне выставку художников, которых в скором времени назовут импрессионистами. Курбе по выходе из тюрьмы решает поселиться в Швейцарии. Основано Кооперативное товарищество художников, живописцев, скульпторов, графиков, и т. п
.

ДЕГА живет в Новом Орлеане, пишет там картину с изображением хлопковой биржи своего дяди.Весной возвращается во Францию; продолжает разрабатывать балетные и сценические сюжеты, на этот раз на временных подмостках, так как здание Оперы уничтожено пожаром.
МАНЕ его "Кружка пива" имеет огромный успех в Салоне; эту картину и еще четыре он продает Фору по 2,5 - 6 тысяч франков; начинается долгая дружба с Малларме.
ПИССАРРО работает в окрестностях Понтуаза; ценители живописи и критики (Теодор Дюре и др.) начинают обращать внимание на его живопись; его картины продаются (например, на аукционе Гошеде) по солидным ценам.
СЕЗАНН переезжает в Овер-сюр-Уаз, близ Понтуаза, где живет в доме доктора Гаше; пишет "Современную Олимпию" и пейзажи; знакомится с папашей Танги.
МОНЕ в Аржантейе сооружает лодку-мастерскую, осуществляет идею покойного Базиля - устроить общую выставку; знакомится с Кайботтом.
РЕНУАР достигает финансового благополучия благодаря знакомству с Дюран-Рюэлем который включает его в число опекаемых им художников; снимает большую мастерскую на улице Сен-Жорж в Париже. После неудачи в Салоне выставляет картины в Салоне Отверженных. Через Гийомена заводит еще одно полезное знакомство - с реставратором и коллекционером Эженом Мюрером.
СИСЛЕЙ упорно работает в окрестностях Понтуаза; также знакомится с Мюрером.

1874

На бульваре Капуцинок (д. № 35) с 15 апреля по 15 мая проходит первая выставка художников, названных впоследствии импрессионистами. Они были названы так критиком Луи Леруа в статье, опубликованной 25 апреля в журнале "Charivari". Дюран-Рюэль устраивает показ картин импрессионистов в Лондоне. Умирает Глейр.

ДЕГА выставляет десять работ вместе с другими импрессионистами; продает картину "Экзамен по танцу" Фору за 5 тысяч франков.
МАНЕ отказывается участвовать в выставке на бульваре Капуцинок; выставляет в Салоне одну картину маслом и одну акварель; Малларме протестует против отказа принять там еще две работы Мане; вместе с Моне работает в Аржантейе; делает иллюстрации к переводу Малларме стихотворения По "Ворон".
ПИССАРРО выставляет пять работ на бульваре Капуцинок; зимой работает в Бретани.
СЕЗАНН

по настоянию Писсарро включается в выставку на бульваре Капуцинок; продает один свой пейзаж; его "Современная Олимпия" вызывает беспощадные насмешки; позирует для портрета у Писсарро; живет попеременно в Эксе, Париже, Овере.

МОНЕ представляет на выставку двенадцать своих работ; его картина "Впечатление. [Impression] "Восход солнца" наводит критика Леруа на мысль назвать новое движение "импрессионизмом".
РЕНУАР принимает активное участие в выставке своих товарищей; выставляет на ней семь своих работ; работает вместе с Моне в Аржантейе; заводит дружбу с Кайботтом; пишет картину "Ложа".
СИСЛЕЙ представляет на выставку пять работ; вместе с Фором совершает поездку в Англию; пишет пейзажи в Хэмптон Корт и его окрестностях.

1875

Работы импрессионистов выставляются на аукционе в отеле Дрюо 24 марта, они идут в среднем по 144 франка. Дюран-Рюэль устраивает выставку импрессионистов в Лондоне и закрывает там свою галерею. Умирают Коро, Милле и Карпо.Винсент Ван Гог поступает на работу в картинную галерею в Париже.

ДЕГА живет на Монмартре (рю Бланш, 77), продолжает заниматься живописью; совершает поездку во Флоренцию.
МАНЕ картина с видом Сены "Аржантей", принята в Салоне, но встречает резкую критику.
ПИССАРРО работает в Понтуазе; налаживает связи с новым объединением художников - "L'Union", к которому присоединяются также Сезанн и Гийомен.
СЕЗАНН продает одну свою работу Шоке, с которым его знакомит Ренуар; пишет автопортрет; работает в Париже на Кэ д'Анжу иногда вместе со своим соседями другом Гийоменом; вступает в объединение Писсаро "L'Union".
МОНЕ испытывает большие финансовые трудности; на аукционе его картины идут по 165 - 235 франков; обращается за помощью к Мане; продавец красок отказывает ему в кредите; жена Камилла заболевает.
РЕНУАР продает десять своих работ по цене менее 100 франков каждую; получает отказ в Салоне; Шоке заказывает ему написать портрет r-жи Шоке; продает Руару свои картины, представленные в Салоне Отверженных в 1873 г.; получает помощь от Кайботта.
СИСЛЕЙ цены за его картины на аукционе колеблются от 50 до 300 франков; продолжает жить и работать в Марли-ле-Руа; работает также в Буживале, Сен-Жермене, Лувесьене, Версале.

1876

В апреле на рю ле Пелетье, 11, состоялась вторая выставка импрессионистов; в ней приняли участие 19 художников. К импрессионистам присоединяется их молодой новобранец Гюстав Кайботт; на выставке он показывает сенсационную картину - "Паркетчики". О выставке пишут Генри Джеймс и Ривер. Критик Луи - Эдмон Дюранти в журнале "La nouvelle Peinture" посвящает статью художникам-импрессионистам. Стриндберг, приехав в Париж, выказывает интерес к творчеству импрессионистов.

ДЕГА выставляет 24 работы; находится в неопределенном финансовом положении; ему приходится продать часть своих картин, чтобы поправить дела семьи своего брата; среди прочих картин пишет "Любителя абсента".
МАНЕ не принимает участия в выставке импрессионистов; демонстрирует в своей мастерской две картины, отвергнутые Салоном; пишет портреты Каролюс-Дюрана и Малларме, который в скором времени опубликует о нем хвалебную статью и издаст сборник стихов "Послеполуденный отдых фавна" с иллюстрациями Мане; находится в состоянии душевной депрессии.
ПИССАРРО выставляет 12 картин; продолжает работать в Понтуазе и его окрестностях.
МОНЕ выставляет 18 картин; продолжает испытывать финансовые затруднения; получает помощь от Кайботта - тот арендует для него мастерскую, в которой Моне начинает серию картин с видами вокзала Сен-Лазар; наносит первый визит коллекционеру Эрнесту Гошеде, который в будущем сыграет важную роль в его жизни.
РЕНУАР выставляет 15 картин в своей мастерской на рю Кормо, 12 (на Монмартре) создает такие шедевры, как "Бал в "Мулен де ла Галетт" и "Качели"; устанавливает полезные связи с издателем Золя - Шарпантье, с Доде и с Кайботтом, которого он приглашает принять участие в выставке импрессионистов в феврале.
СИСЛЕЙ выставляет 8 картин; продолжает работать в Лувесьене.

1877

В апреле на рю ле Пелетье, 6, проходит третья выставка импрессионистов, участвует 18 художников, Ренуар убеждает Жоржа Ривьера начать выпуск еженедельника "L'Impressionniste: journal d'art", посвященный группе, в качестве рекламы их творчества. Выходит четыре номера журнала. В мае состоялся еще один аукцион, на котором картины импрессионистов шли в среднем по 169 франков. Художники собираются в новом месте - Нувель Атен. Дюран-Рюэль находится в тяжелом финансовом положении. Умирает Курбе.

ДЕГА выставляет 27 работ, принимает активное участие в подготовке выставки; работает он теперь преимущественно пастелью; завязывает дружбу с Людовиком Галеви.
МАНЕ отказывается от участия в выставке; одна его картина принята в Салоне; начинает, ионе заканчивает портрет критика из "Фигаро" Альберта Вольфа, который терпеть не может работы импрессионистов.
ПИССАРРО выставляет 22 пейзажа; цена его картин на аукционе колеблется от 50 до 260 франков; он выходит из объединения "L'Union". Мюрер, реставратор, коллекционер, друг Гийомена, организует лотерею в помощь Писсарро, Сислея и других нуждающихся художников.
СЕЗАНН выставляет 16 работ; получает отказ в Салоне; выходит из "L'Union"; работает вместе с Писсарро в Понтуазе и окрестностях Парижа.
МОНЕ выставляет 30 работ; продолжает серию изображений вокзала Сен-Лазар; во второй раз наносит визит Гошеде; продолжает испытывать финансовые трудности.
РЕНУАР принимает активное участие в подготовке выставки, ему помогает в этом деле Гюстав Кайботт. На выставке представляет 22 работы, среди них - "Бал в "Мулен де ла Галетт", ее покупает Кайботт. Картины Ренуара на аукционе идут по 47 - 285 франков.
СИСЛЕЙ на выставке представляет 17 пейзажей; на аукционе его картины идут по 105 - 165 франков; порывает с Дюран-Рюэлем; знакомится с Шарпантье и Мюрером.

1878

На Всемирной выставке в Париже Дюран-Рюэль демонстрирует 300 полотен "барбизонцев". Золя пишет о художественном отделе Всемирной выставки в русской газете. Теодор Дюре публикует книгу "Импрессионисты". Распродажа картин у Жана Фора и Эрнеста Гошеде идет по разочаровывающе низким ценам. Умирает Добиньи.

ДЕГА пишет картины на тему цирка; музей города По приобретает его картину "Портреты в конторе"; пишет портрет своего друга Диего Мартелли.
МАНЕ

не участвует в Салоне; у Фора и Гошеде его картины идут по низким ценам; плохо себя чувствует; переезжает на рю д'Амстердам (№ 77).

ПИССАРРО продолжает работать в Понтуазе в плохом расположении духа; пишет портрет Мюрже; снимает комнату на Монмартре, где демонстрирует свои работы; у него рождается еще один сын; по настоянию друга Дега Мартелли, посылает две свои картины во Флоренцию.
СЕЗАНН не участвует в Салоне; несмотря на враждебное отношение отца, продолжает жить и работать в Эксе; получает поддержку Золя.
МОНЕ поселяется в Ветейе; с рождением второго сына и болезнью жены Камиллы материальное положение ухудшается. Помощь оказывает как обычно Мане. На аукционе у Гошеде цены на его картины в среднем 184 франка. Летом, когда Алиса Гошеде с детьми перебирается к Моне в Ветей, начинается полоса тесных отношений с семьей Гошеде.
РЕНУАР снова выставляется в Салоне; пишет портреты г-жи Шарпантье, Мюрера, его сына и дочери.
СИСЛЕЙ продает несколько картин через Дюре; решает опять попробовать выставляться в Салоне.

1879

С 10 апреля по 11 мая на авеню Опера, 28, проходит четвертая выставка импрессионистов. Участвует 15 художников, каждый получает по 430 франков в виде премии. Золя пишет для русской газеты статью, озаглавленную "Недостаток техники". Шарпантье основывает журнал "La Vie Moderne" и картинную галерею в том же помещении. Гюисманс пишет нелицеприятный обзор Салона. Умирают Домье и Кутюр.

ДЕГА на выставке представляет около дюжины своих работ; совместно с Писсарро, Кэссет и Бракмоном планирует публикацию серии литографий под названием "День и ночь".
МАНЕ в выставке участия не принимает; две картины представляет в Салон; пишет портрет Джорджа Мура и начинает портрет Клемансо; лечится на водах в Бельвю. Певица Эмилия Амбр демонстрирует в Нью-Йорке его картину "Казнь императора Максимилиана", которая не вызывает большого интереса.
ПИССАРРО на выставке показывает 38 работ; приглашает участвовать Гогена.
СЕЗАНН безуспешно пытается снова выставляться в Салоне; продолжает работать на морском побережье и в Париже.
МОНЕ на выставке представляет 29 работ; де Беллио покупает его картину "Вокзал Сен-Лазар"; по-прежнему пишет эподы на берегу Сены и в Ветейе; продолжает испытывать острую нужду. В сентябре умирает его жена Камилла.
РЕНУАР этот год приносит ему удачу: его картина "Г-жа Шарпантье с детьми" имеет успех в Салоне; в июне Шарпантье устраивает в помещении своей галереи персональную выставку Ренуара. Его брат Эдмон публикует в "Lа Vie Moderne" принципиальную статью о нем. Во время одного визита к семейству Берар в Варжемоне знакомится со своей будущей женой Алиной Шариго. Возможно, это приносит ему утешение после смерти его любимой натурщицы Марго.
СИСЛЕЙ получает отказ в Салоне; выселен из своего дома в Севре. В угнетенном состоянии духа, но с обычным упрямством продолжает заниматься живописью, получая поддержку от Шарпантье.

1880

С 1 по 30 апреля на рю де Пирамид, 10, проходит пятая выставка импрессионистов. Участвует 18 художников. Критик и писатель Борис Кара Гюисманс публикует разгромную статью в адрес импрессионистов. Дюран-Рюэль преодолевает финансовый кризис. В апреле во время выставки умирает критик Луи - Эдмон Дюранти, автор статьи "Новая живопись" и защитник импрессионистов.

ДЕГА на выставке представляет 8 работ, включая портрет Дюранти, несколько рисунков, офортов, пастелей. Путешествует по Испании.
МАНЕ в выставке импрессионистов не участвует; его портрет Антонина Пруста (ставшего в 1881 году министром по делам изобразительных искусств) принят в Салоне; в галерее Шарпантье (в редакции "La Vie Moderne") устроена персональная выставка; здоровье ухудшается.
ПИССАРРО на выставке представляет 11 картин и серию офортов, выполненных для публикации у Дега.
СЕЗАНН на выставке, насколько известно, не представил ни одной работы.
МОНЕ в выставке не участвовал, обвинив ее устроителей в том, что они "открыли двери малярам-самоучкам". в помещении "La Vie Moderne" состоялась его персональная выставка. В Салоне принята одна его картина, но вывешена явно неудачно.
РЕНУАР подобно Моне и Сезанну, в выставке не участвовал; в Салоне приняты две его картины; вместе с Моне подает жалобу в связи с тем, что их картины развешены в плохом месте.
СИСЛЕЙ работает в окрестностях Лувесьена. Дюран-Рюэль преодолевший кризис, теперь вновь в состоянии покупать его картины.

1881

Со 2 апреля по 1 мая на бульваре Капуцинок (№ 35) проходит пятая выставка импрессионистов. Участвует 13 художников. Государство прекращает контролировать Салон. Создано "Общество Французских художников". Дюран-Рюэль снова покупает работы импрессионистов. Антонин Пруст становится министром по делам изобразительных искусств. В Париж прибывает молодой критик Феликс Фенеон (р. 1861) и начинает выступать в защиту нового поколения "современных" художников.

ДЕГА на выставке представляет восковую статуэтку балерины в пачке и рисунки, выполненные пастелью.
МАНЕ в Салоне приняты две его картины; награжден орденом Почетного Легиона, к которому его представил Антонин Пруст; серьезно болен, но продолжает работать над картиной "Бар в Фоли-Бержер".
ПИССАРРО на выставке представляет 11пейзажей; продолжает работать в окрестностях Понтуаза, иногда вместе с Сезанном и Гогеном.
СЕЗАНН о том, что он выставлял свои работы в этом году, свидетельств не сохранилось. Продолжает работать вместе с Писсарро в Понтуазе; посещает Золя в Медане; в конце года возвращается в Экс.
МОНЕ в выставке участия не принимает; навсегда покидает Салон; продолжает работать на пленэре в деревне к северо-западу от Парижа; в декабре переезжает в Пуасси вместе с г-жой Гошеде и детьми.
РЕНУАР в выставке участия не принимает; в Салоне выставляет два портрета; работает у Бераров; совершает короткую, но плодотворную поездку в Алжир, затем путешествует по Италии (Венеция, Рим, Неаполь, Флоренция, Калабрия, Помпеи).
СИСЛЕЙ некоторое время проводит на острове Уайт; приходит в отчаяние от того, что ему не прислали холста. В галерее журнала "La Vie Moderne" устроена его персональная выставка, организованная Эдмоном Ренуаром и финансированная Шарпантье.

1882

На улице Сент-Оноре, 251, проходит седьмая выставка импрессионистов, участвует 8 художников. Организовал выставку Дюран-Рюэль. Его финансовые дела вновь на грани хаоса в связи с банкротством банка "Юнион интернасиональ". Другой торговец картинами современных художников Жорж Пти организует первую из ежегодных Международных выставок художников, на которой намерены выставляться Моне, Ренуар и другие. В Школе изящных искусств устроена большая ретроспективная выставка Курбе.

ДЕГА в выставке импрессионистов участия не принимает; совершает поездки в Женеву и в Испанию.
МАНЕ здоровье продолжает ухудшаться; выставляет в Салоне картину "Бар в Фоли-Бергер".
ПИССАРРО как обычно, участвует в выставке импрессионистов, представляет 36 картин и гуашей; продолжает работать в Понтуазе.
СЕЗАНН в Салоне показана одна его картина как работа "ученика Гийеме"; в опубликованном посмертно романе Дюранти выведен в комическом виде. Работает в Эстаке, где выхаживает больного воспалением легких Ренуара; в сентябре переезжает из Парижа в Жа де Буфан.
МОНЕ на выставке представляет 35 картин; продолжает работать в окрестностях Пуасси.
РЕНУАР в январе, перед возвращением во Францию, начинает в Палермо писать портрет Вагнера; в Эстаке заболевает воспалением легких и за ним ухаживает Сезанн; для окончательного выздоровления совершает поездку в Алжир.
СИСЛЕЙ на выставке представляет 27 пейзажей.

1883

На бульваре Мадлен, 9, Дюран-Рюэль открывает новую галерею, в которой он устраивает серию персональных выставок. Кроме того, демонстрирует работы импрессионистов в Лондоне, Берлине, Роттердаме, Бостоне и Нью-Йорке. Жорж Пти устраивает выставку японских ксилографий. Кайботт составляет завещание, по которому свою большую коллекцию работ импрессионистов оставляет государству при условии, что завещанные произведения будут храниться в Лувре. В Салоне молодой художник Жорж Сёра (р. 1859) демонстрирует свою первую работу - большой рисунок-портрет Эдмона Амана-Жана; в скором времени он начинает работу над своей первой большой композицией - "Купание в Аньере". Уистлер выставляет в Салоне "Портрет матери художника". Гюисманс издает журнал "L'Art Moderne". Умирает Мане.

ДЕГА отклоняет приглашение Дюран-Рюэля устроить персональную выставку в новой галерее; выставляет работы в Лондоне и Нью-Йорке.
МАНЕ умирает 30 апреля.
ПИССАРРО в мае в галерее Дюран-Рюэля проходит его персональная выставка; работает вместе с Гогеном, иногда с Моне, на побережье Ла-Манша и в окрестностях Руана.
СЕЗАНН продолжает работать в окрестностях Экса, где позднее его навещают Моне и Ренуар.
МОНЕ в марте - персональная выставка у Дюран-Рюэля; в мае поселяется в Живерни вместе с г-жой Гошеде и продолжает работать в этих нормандских местах; в декабре едет на юг и вместе с Ренуаром совершает поездку в Геную, затем на Лазурный берег; на обратном пути гостит у Сезанна.
РЕНУАР в апреле у Дюран-Рюэля проходит его персональная выставка; в Салоне выставляет портрет; посещает острова в Ла-Манше, позднее вместе с Моне едет на Ривьеру.
СИСЛЕЙ первоначально относится отрицательно к планам Дюран-Рюэля устраивать персональные выставки, тем не менее в июне выставляется, однако малоуспешно. Не переставая работает в течение всего года.

1884

В Брюсселе создано "Societe des Vingt" и состоялась первая выставка. В Париже Группа независимых художников, поддерживаемая молодыми живописцами - Сёра, Синьяком, Редоном, выдвигает идею "свободных" выставок, то есть без жюри и премий, и создает свой первый Салон. У Дюран-Рюэля вновь дела идут плохо. Феликс Фенеон становится редактором "Revue Independante". Сёра начинает картину "Воскресенье на Гранд-Жатт". В Школе изящных искусств проходит мемориальная выставка работ в память Мане. Вступление для ее каталога написал Золя. В феврале начинается распродажа мастерской Мане в Отеле Дрюо - 93 картины, 30 пастелей, 14 акварелей, 23 рисунка. Общая сумма от распродажи составляет 115 тысяч франков. К огорчению Ренуара, он не смог "купить ничего на память о нашем покойном друге".

ДЕГА гостит у Вальпинсонов в Гасе (департамент Орн), и работает над бюстом Гортензии.
ПИССАРРО живет и работает под Эраньи, около Жисора.
СЕЗАНН выставляется в Салоне, но без успеха; работает преимущественно в окрестностях Экса. Папаша Танги, по рекомендации Писсарро, продает Синьяку один из имеющихся у него пейзажей Сезанна.
МОНЕ не испытывает более финансовых проблем; путешествует, пишет, выставляет картины на Третьей международной выставке, организованной Жоржем Пти; высказывает Ренуару и другим художникам план организации ежемесячных обедов, на которых будут встречаться все импрессионисты.
РЕНУАР разочарован импрессионизмом и собственной манерой; планирует создать новое объединение художников - "Societe des irregularistes"; летом гостит у Бераров, пишет картину "Дети в Варжемоне. После обеда"; совершает поездку в Ла-Рошель ("С тех пор, как я увидел последнюю картину Коро, я отчаянно мечтал посмотреть на этот порт").
СИСЛЕЙ продолжает работать над своими излюбленными сюжетами - канал дю Луэн и Сена.

1885

В Школе изящных искусств ретроспективная выставка Делакруа. Дюран-Рюэль устраивает в Брюсселе выставку, которая производит сильное впечатление на авангардистов. Ван Гог пишет "Едоки картофеля", Сёра заканчивает "Воскресенье на Гранд-Жатт".Девятнадцатилетний Мунк на три недели приезжает в Париж. Руо - в учениках у мастера витражей.

ДЕГА совершает поездки в Гавр, Мон-Сен-Мишель и Дьеп, где знакомится с Уолтером Сиккертом и Гогеном; ссорится с Гогеном.
ПИССАРРО знакомится с Тео Ван Гогом. Гийомен знакомит его с Синьяком и Сёра, чьими теориями он увлекается.
СЕЗАНН работает в Эстаке и Эксе; лето проводит с женой и сыном в Ла-Рош-Гионе, около Живерни; у него гостит семья Ренуара; позднее гостит у Золя в Медане.
МОНЕ живет в Живерни; выставляется на Четвертой международной выставке, организованной Жоржем Пти; расписывает стены квартиры Дюран-Рюэля; в конце года гостит у певца Фора в Этрета.
РЕНУАР

разрабатывает новую, более жесткую манеру письма; в марте Алина Шариго рожает их первого сына и он переезжает из мастерской на улице Сен-Жорж на улицу Лаваль, 37. Проведя лето в Ла-Рош-Гионе вместе с семьей Сезанна, впервые посещает родительский дом Алины в Эсуайе. Регулярно бывает на ежемесячных обедах импрессионистов в кафе Риш и на вечерах у Берты Моризо.

СИСЛЕЙ продолжает писать сельские пейзажи, постоянно испытывает финансовые трудности. Тео Ван Гог покупает у него один пейзаж для галереи "Буссо и Валадон"; обращается за помощью к Дюран-Рюэлю.

1886

С 15 мая по 15 июня на улице Лафит, 1, проходит восьмая и последняя выставка импрессионистов; принимает участие 17 художников. Винсент Ван Гог прибывает в Париж и попадает под влияние Сёра. Дюран-Рюэль организует первую успешную выставку в Америке. Жорж Пти организует в Париже Пятую международную выставку, и зимой устраивает ретроспективную выставку Уистлера. Феликс Фенеон публикует книгу "Импрессионисты в 188б году" и становится корреспондентом журнала "L'Art Moderne", созданного брюссельской группой Двадцати. На втором Салоне Независимых - выставка Анри Руссо ("Таможенника"). В Англии создан Новый английский клуб искусства.

ДЕГА на выставке импрессионистов представляет пять работ и серию из 10 пастелей с изображением обнаженных фигур; принимает участие в американской выставке, организованной Дюран-Рюэлем.
ПИССАРРО выставляет у Клозета свое первое полотно, написанное под влиянием Сёра; на выставку импрессионистов представляет 20 картин; натаивает на том, чтобы на выставке были показаны работы Сёра и Синьяка. Через Тео Ван Гога знакомится с Винсентом. Дюран-Рюзль показывает его картины в Нью-Йорке; но между ними происходит ссора.
СЕЗАНН женится на Гортензии Фике; порывает отношения с Золя из-за того, что тот изобразил его в своем романе "Творчество"; получает наследство после смерти отца.
МОНЕ приходит в негодование, узнав, что в число участников выставки импрессионистов включены Сёра и Синьяк и отказывается принимать в ней участие; посещает только что организованные обеды импрессионистов в кафе Pиш; выставляется на Пятой международной выставке, организованной Жоржем Пти, на выставке Двадцати в Брюсселе и у Дюран-Рюэля в Нью-Йорке.
РЕНУАР отказывается участвовать в выставке импрессионистов; выставляется у Жоржа Пти в Брюсселе и у Дюран-Рюэля в Нью-Йорке.
СИСЛЕЙ в выставке импрессионистов не участвует, но Дюран-Рюэль включает его в свою американскую экспозицию; продолжает много работать, но живет в нужде.

1887

Пюви де Шаванн показывает свои произведения у Дюран-Рюэля и получает заказ на роспись стены в Сорбонне. В Париже устроена большая выставка работ Милле. Эдвард Мэйбридж публикует серию фотографий под заголовком "Движения животных". Сёра выставляет свои работы в Брюсселе с группой Двадцати. Гоген уезжает из Франции и поселяется на острове Мартиника. Растет спрос на произведения импрессионистов. Дюран-Рюэль организует вторую выставку импрессионистов в Нью-Йорке.

ДЕГА покупает копии фотографий Эдварда Мэйбриджа "Движения животных" и применяет их для изображения бегущих лошадей.
ПИССАРРО под влиянием Сёра продолжает работать в только что усвоенной пуантилистской манере и выставляет работы в этом стиле в Брюсселе с группой Двадцати.
МОНЕ выставляет свои картины в Лондоне, в Королевском обществе английских художников, а также на организованной Пти смешанной экспозиции на Международной выставке в Париже; неодобрительно относится к организованной Дюран-Рюэлем выставке в Америке; пишет пейзажи в Бретани, в Бель-Иль-ан-Мер; знакомится с Гюставом Жефруа, художественным критиком журнала "L' ubse", основанного Клемансо; это знакомство приводит к возобновлению дружбы с Клемансо.
РЕНУАР демонстрирует на Международной выставке свою картину "Большие купальщицы", написанную в новой манере; картина нравится Ван Гогу, но не нравится Гюисмансу и Астрюку. Пишет портрет дочери Берты Моризо - Жюли Мане.
СЕЗАНН усердно работает в Эксе, но в Салоне его произведения не имеют успеха.
СИСЛЕЙ участвует в выставке Жоржа Пти.

1888

Дюран-Рюэль открывает галерею в Нью-Йорке, на Пятой авеню, и организует для Уистлера в Париже персональную выставку. Малларме переводит "десятичасовую" лекцию Уистлера. Гоген и Бернар в Понт-Авене вырабатывают основные положения синтетизма. Джеймс Энсор в Бельгии пишет картину под названием "Вступление Христа в Брюссель".

ДЕГА находится под сильным впечатлением от фотографических этюдов Майбриджа; усердно работает над скульптурами лошадей; пишет восемь сонетов на темы своих произведений - лошадей, балерин, певцов (опубликованы в 1946 году). Выставляет свои работы в галерее "Буссо и Валадон"; знакомится с работами Гогена и восхищается ими.
ПИССАРРО выставляется у Дюран-Рюэля.
СЕЗАНН в начале года принимает у себя в Эксе Ренуара; позднее живет в Париже, снимает мастерскую на набережной Анжу, 15 (рядом с Гийоменом); пишет этюды в Шантийи его окрестностях. Гюисманс публикует небольшую статью о Сезанне, фамилия которого теперь начинает мелькать в изданиях символистов; иногда его упоминает критики Орье и Фенеон.
МОНЕ

ссорится с Дюран-Рюэлем; неодобрительно относится к тому, что его картины систематически увозятся из Франции в Америку. Дюран-Рюэль возражает против сделок Моне с Жоржем Пти. Моне подписывает контракт с Тео Ван Гогом, представителем фирмы "Буссо и Валадон". Пишет этюды в Антибе.

РЕНУАР участвует в смешанной выставке, организованной Дюран-Рюэлем на улице Ле Пелетье; живет у Сезанна в Жа де Буфане, позднее - у Кайботта в Аржантейе; посещает больную мать в Лувесьене; осень проводит в Эсуайе, родной деревне своей жены, пишет картину "Прачки на берегу реки". Как он сам признается Писсарро, его новая манера письма вызывает резкую критику. В декабре простуда вызывает лицевой паралич.
СИСЛЕЙ живет в Ле Саблоне.
1889

Создано объединение художников под названием "Наби". Издается символистический журнал "La Revue blanche". Гюисманс публикует книгу "Некоторые", где восхваляет Пюви де Шаванна, Моро, Дега, Сезанна и других. Дюран-Рюэль организует выставку художников и графиков, в их числе и импрессионистов. Две картины Мане переданы музею Метрополитен в Нью-Йорке.
ДЕГА отказывается от специальной экспозиции своих работ на Всемирной выставке; совершает поездки в Испанию (с Больдини) и ненадолго в Марокко; возвращается в Париж через Кадес и Гранаду.
ПИССАРРО страдает от хронической болезни глаз; строит мастерскую в Эраньи; Дюран-Рюэль покупает у него часть картин.
СЕЗАНН В Париже добивается показа своей картины "Дом повешенного" на Всемирной выставке, помощь в этом ему оказывают Шоке и Роже Маркс. Гюисманс в своей книге "Некоторые" считает именно его, а не Мане, лидером импрессионистов, несмотря на его "больную сетчатку глаза" и "раздраженный взгляд на мир". Посещает Шоке в Нормандии. Работает в Эксе, куда к нему приезжает Ренуар. Отказывается, но потом соглашается участвовать в выставке Двадцати в Брюсселе.
МОНЕ на выставке у Жоржа Пти делит успех с Роденом; выставляется также в Лондоне у Гупила; разрывает заключенный год назад контрактс фирмой "Буссо и Валадон". Организует частную подписку на выкуп картины Мане "Олимпия" для Лувра, с целью предотвратить ее продажу какому-нибудь американскому коллекционеру.
РЕНУАР здоровье улучшается; отказывается от участия в ретроспективной выставке французского искусства XIX века, планируемой для Всемирной экспозиции (причина - низкое мнение о своем творчестве). Лето проводит в Эксе. По финансовым причинам не в состоянии внести свой взнос в фонд Моне для выкупа "Олимпии", но позднее (в январе 1890 года) вносит 50 франков.

1890

В Школе изящных искусств - выставка японского искусства. Пюи де Шаванн, Мейссонье и Роден организуют в Париже более либеральный Салон - "Societe Nationale des Beaux-Arts". Кошар покупает у американского коммерсанта за 750 тысяч франков картину Милле "Анжелюс". Дюран-Рюэль издает журнал "L'Art dans les Deux Mondes". В июле умирает Винсент Ван Гог, через полгода умирает его брат Тео.

ДЕГА посещает выставку японского искусства; приобретает у Дюран-Рюэля картину Ван Гога "Подсолнухи" в обмен за два своих рисунка с изображением балерин; вносит 100 франков в фонд Моне для выкупа "Олимпии"; продает Дюран-Рюэлю и Тео Ван Гогу для "Буссо и Валадон" часть своих картин.
ПИССАРРО отказывается от техники дивизионизма; выставляет свои работы в Брюсселе у Двадцати, а также у Тео Ван Гога, в галерее "Буссо и Валадон". Его сын Люсьен поселяется в Лондоне, изучает топографию и гравирование по дереву и регулярно переписывается с отцом.
СЕЗАНН выставляет в Брюсселе у Двадцати три своих холста. В обзоре о брюссельской выставке о нем упоминает Синьяк. Пять месяцев проводит с женой и сыном в Швейцарии; осенью работает в Эксе, возможно, над серией "Игроков в карпы"; страдает от приступов диабета; в журнале "Les Hommes d'аujourd'hui" Бернар публикует о нем памфлет.
МОНЕ покупает дом в Живерни, который он арендовал с 1883 года; начинает ухаживать за своим садом; продолжает писать серию "Стога сени"; восстанавливает отношения с Дюран-Рюэлем; обретает прочное финансовое положение.
РЕНУАР с неохотой соглашается выставлять свои работы с Двадцатью в Брюсселе; женится на Алине Шариго; отказывается от государственной награды; в последний раз выставляется в Салоне; совершает поездку в Ла-Рошель; навещает семейство Мане - Эжена и Берту (Моризо).
По материалам книги Бернарда Денвира "Импрессионизм. Художники и картины." Издательство "Искусство", Москва, 1994.
Hosted by uCoz